Сегодня исполняется 90 лет Авиалесоохране. 7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 минуты.
Именно эта дата и стала Днем рождения Авиалесоохраны – центра притяжения инициативных и целеустремленных людей. Авиалесоохрана – единственная в нашей стране служба по обнаружению и тушению труднодоступных и удаленных лесных пожаров, неразрывный сплав силы духа и несгибаемости перед физическими трудностями, профессионализм и стремление к безоговорочной победе над огнем. Служба влияет не только на отечественную систему охраны лесов, но и на другие направления в сфере экономики и безопасности страны.
Основа становления авиационной охраны лесов была заложена отечественной лесной наукой еще в начале XX века, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными труднодоступными лесными просторами реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации.
Взаимопомощь, отточенная многими годами межрегионального маневрирования, наиболее ярко сейчас проявляется в Якутии. Вместе с республиканскими лесопожарными силами с многочисленными пожарами там сражаются летнабы, парашютисты-пожарные и десантники-пожарные Федеральной Авиалесоохраны и Авиалесоохраны Приморского, Хабаровского, Забайкальского, Алтайского краев, Бурятии, Тывы, Новосибирской, Тюменской, Томской, Амурской областей, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа.
Фото: Отдел по связям с общественностью ФБУ «Авиалесоохрана»
Справка «ЗА»:
Еще в 1915 – 1916 годах российские летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории. В 1921-м в ходе лесной конференции, состоявшейся в Москве, с докладом о применении самолетов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбы с лесными пожарами выступил профессор Г.М. Турский, предложивший использовать фотосъемку для таксации леса. Первые опыты по применению самолетов в лесном хозяйства, включающие проведение аэрофотосъёмочных, лесоучетных и лесоустроительных работ, начались в 1922 году. В 1923-м Правительство СССР приняло решение о создании гражданского воздушного флота, что дало толчок к применению летательных аппаратов в лесном и сельском хозяйстве.
Полет 7 июля 1931 года состоялся в ходе первой авиационной экспедиции, руководителем которой являлся Г.Г. Самойлович. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов. Сообщения о возгораниях сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.
Результаты работ экспедиции были одобрены Главлеспромом, который признал практически возможным и хозяйственно целесообразным включить авиаобслуживание в систему мер противопожарной охраны лесов СССР.
Опытные работы по применению авиации в охране лесов и для решения различных нужд лесного хозяйства были продолжены с 1932 по 1935 г.г. в Карелии, Ленинградской области, на Среднем Урале, в Коми АССР. Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии – лесной летчик-наблюдатель.
В 1932 – 1936 годах были выработаны основные положения организации и проведения авиационного патрулирования лесов. В 1936-м парашютная группа под руководством Г.А. Макеева выполнила 50 прыжков с целью опытных исследований по доставке людей и грузов к местам пожаров. Возникла профессия парашютиста-пожарного. В том же году был создан Всесоюзный трест лесной авиации «Лесавиа», располагающий своими самолетами, кадрами, специальным оснащением.
Авиационная охрана лесов не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, а в 1944-м были даже увеличены охраняемая площадь и парк воздушных судов. В 1948-м трест «Лесавиа» был реорганизован и лесную авиацию передали в Главное управление гражданского воздушного флота СССР.
В 1949-м Минлесхозом СССР были созданы семь хозрасчетных баз авиационной охраны лесов: Центральная, Северная, Уральская, Западно-Сибирская, Иркутская, Якутская и Приморская. Все последующие образование новых авиабаз происходило за счет разукрупнения ранее созданных.
Используемые в 30 – 40 годах самолеты У-2 и По-2 могли брать на борт только одного парашютиста-пожарного. В 1954-м на вооружение авиационной охраны лесов поступили Ан-2, что позволило патрулировать леса, имея на борту команду парашютистов-пожарных. С внедрением в авиалесоохрану вертолетов Ми-1 и Ми-4 появилась профессия десантника-пожарного. Началась новая эра в тушении лесных пожаров.
В 1960-м было разработано специальное спусковое устройство барабанного типа для спуска людей и грузов с висящего на высоте 40 метров вертолета. В 1978 году на смену ему пришло устройство роликового типа. В 1972-м специально для парашютистов-пожарных была создана парашютная система «Лесник».
Мощное научно-техническое развитие, динамичный рост производственных показателей и укрепление международных связей авиалесоохраны пришлось на 70 – 80 годы XX века. Проводились работы по искусственному вызыванию осадков, разрабатывались и внедрялись водосливные устройства и мягкие емкости к различным типам вертолетов, химические реагенты, малогабаритные высоконапорные мотопомпы, воздуходувки и другие средства тушения, новые средства связи, средства доставки и защиты, разрабатывались и применялись взрывные технологии. Налаживались и укреплялись международные связи с США, Канадой, Афганистаном, Грецией, Китаем и другими странами. Значимая методическая и практическая помощь в создании национальных систем охраны лесов от пожаров была оказана Монголии и Кубе.
К середине 80-хх годов XX века численность парашютно-десантной пожарной службы составляла более 8000 человек, к авиалесоохранным работам привлекалось более 600 воздушных судов. В 1985 году налет часов на авилесоохранные работы составил 115 тысяч часов.
Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике отразился и на состоянии авиационной охраны лесов. Началось сокращение численности уникальных специалистов – летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных. Сократились масштабы межрегионального маневрирования сил и средств, что привело к росту площадей лесных пожаров.
В 1994-м было упразднено Министерство гражданской авиации СССР. Практически без финансового обеспечения оказались авиапредприятия и авиаотряды малой авиации, обслуживающие базы авиационной охраны лесов.
В сложившейся ситуации по инициативе Центральной базы и при поддержке Федеральной службы лесного хозяйства в системе авиалесоохраны был создан собственный парк воздушных судов в количестве более 100 единиц, включая самолеты Ан-2, Ан-3, Бе-12П, Ан-24, Ан-26, Ил-103, Ми-8. Численность летного состава собственной авиации превысила 500 человек. В пожароопасные сезоны проводилось активное маневрирование Ан-2 и Ми-8, на Ан-26 и Ан-24 оперативно доставлялись авиапожарные команды, средства пожаротушения и полевого снаряжения.
В 1997-м лесопожарная модификация Ан-2 – Ан-2П. Так же в 90-е годы по техническим заданиям Центральной базы были разработаны, испытаны и задействованы в системе авиационной охраны лесов в опытно-производственном порядке самолеты Бе-12П и Бе-200П.
Начало двухтысячных ознаменовалось внедрением в производственную эксплуатацию новой парашютной системы «Лесник-3», малогабаритной техники, новых взрывных материалов. В 2005-м начала работать информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, позволяющая мониторить лесопожарную обстановку в масштабах всей страны в режиме реального времени.
В результате административной реформы 2006 года, направленной на расширение прав субъектов Российской Федерации, полномочия по охране лесов от пожаров были переданы регионам, во многих из них резкое сократили численность парашютистов, десантников-пожарных, летчиков-наблюдателей. С 2007 по 2009 годы полностью отсутствовало межрегиональное маневрирование силами и средствами пожаротушения, налет часов на авиалесоохранные работы сократился до 15 тысяч в год, что соответствовало уровню 30-х годов прошлого века.
В 2011-м Федеральным агентством лесного хозяйства в структуре Центральной базы авиационной охраны лесов был создан резерв парашютно-десантной пожарной службы, а в 2012-м – Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства. Сегодня Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства и парашютно-десантная пожарная служба ФБУ «Авиалесоохрана» входят в состав функциональной подсистемы РСЧС-лес Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС). В 2013 году МЧС России отметило РСЧС-лес как лучшую функциональную подсистему РСЧС.
По материалам ФБУ «Авиалесоохрана»