Скоро начало учебного года. Насколько смартфоны и компьютеры безопасны для детей, как влияют на их развитие и можно ли ребёнку пользоваться смартфоном или компьютером? Об этом в преддверии нового учебного года мы попросили рассказать детского психолога клиники МЕДСИ Инну МАЛЬЦЕВУ.
– Нужен ли ребёнку гаджет?
– Гаджеты точно полезны, если речь идёт о безопасности. Например, детские смарт-часы помогают родителям меньше тревожиться за ребёнка, пока он в школе или дополнительных занятиях, а сам малыш при необходимости всегда может отправить тревожный сигнал.
Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. По большому счёту, у детей те же потребности, что и у взрослых: компьютеры и смартфоны позволяют общаться и получать информацию, а также развлекаться и самоутверждаться среди сверстников, пусть даже выкладывая ролики на TikTok.
– Влияют ли гаджеты на развитие ребёнка?
– Увы, многие родители практикуют использование гаджетов исключительно как отвлекающий манёвр. Они включают малышу мультфильмы, чтобы спокойно заниматься своими делами. Ребёнок переключается на яркую картинку, перестаёт капризничать и освобождает маме несколько минут.
В такой практике нет ничего плохого, если ребёнок не слишком мал и делаете вы это не часто. Но следует помнить, что в годовалом возрасте у ребёнка другие задачи: развивается моторика, тело, речь и живое общение. Если мы будем перекрывать это мультфильмами, пострадают другие функции.
Задача родителей – добиться одновременного и сбалансированного развития ребёнка в трёх направлениях: интеллекта, моторики и эмоций. Если будем развивать только интеллект – получим «ботаника», только эмоции – «истероида», только моторику – непоседу.
Инна Мальцева подчеркивает: в первые два года жизни малышу особенно нужны не гаджеты, а больше внимания и времени, чтобы постигать окружающий мир и возможности своего тела. «Живого» общения никакой девайс заменить не сможет.
– С какого возраста можно пользоваться гаджетом?
С двух-трёх лет ребёнку уже можно смотреть развивающие мультфильмы, но строго дозированно. Важно с ранних лет приучить малыша к тому, что мультфильмы ему включают не по требованию, а по определённому распорядку. Например, полчаса утром и полчаса после обеденного сна.
Не стоит превращать гаджет в няню, позволяя ребёнку часами смотреть мультики, и заниматься в это время своими делами. Нужно помнить: чрезмерное использование гаджетов детей не успокаивает, а, напротив, делает более возбуждёнными и даже агрессивными – так мозг реагирует на визуальный раздражитель.
Если часто давать ребёнку гаджет, чтобы отвлечь или успокоить его, возникает обратный эффект – он становится более возбуждённым и раздражительным, предостерегает психолог.
– Когда покупать ребёнку первый смартфон?
– В шесть-семь лет можно купить сыну или дочери мобильный телефон или смарт-часы – как раз в таком возрасте дети начинают ходить в школу и становятся более самостоятельными. В этом случае ребёнок получит пользу от гаджета:
- он будет чувствовать себя более спокойно, зная, что всегда может связаться с родителями;
- развивается ответственность – нужно следить, чтобы смартфон или планшет не разбился, не потерялся, вовремя заряжать его;
- появляется атрибут «взрослости», и ребёнок чувствует себя более уверенным и самостоятельным.
Инна Мальцева, отмечает, что первый гаджет должен быть простым, чтобы ребёнок быстро освоился с ним. Достаточно самого базового набора функций. Дорогие устройства малышу вряд ли пригодятся.
– Может ли смартфон навредить ребёнку?
– Контроль времени, проведённого за гаджетом, – это необходимость и обязанность родителей. Поэтому им следует научить ребёнка взаимодействовать со смартфоном таким образом, чтобы не переходить грань, когда реальный мир замещается виртуальным.
Взрослый, «зависая» в гаджете, осознаёт, что пытается отдохнуть, отвлечься, просматривая картинки или смешные видео в Instagram. Ребёнок же сам не в состоянии понять, почему он не может отказаться от телефона. И, если не установить правила пользования гаджетом, у него может сформироваться зависимость. А уже отсюда – тревожность из-за страха лишиться телефона, непонимание, чем себя занять, трудности в общении со сверстниками.
Но важно не запрещать гаджеты, а выработать чувство меры при пользовании ими. И здесь вся ответственность на нас, взрослых, – мы должны достичь понимания с ребёнком, объяснить ему, почему важно ограничивать время, проведённое с телефоном или планшетом.
Психолог напоминает, что нельзя использовать гаджеты как вознаграждение: если ты себя хорошо ведёшь, получаешь больше времени на них. Так мы сами подсаживаем ребёнка на такое удовольствие, формируем у него зависимость.
– Как привить правильное отношение к гаджетам?
– Есть два действенных метода: общение, разъяснения и собственный пример. Пока ребёнок маленький, устанавливаем правила и чётко придерживаемся их, чтобы ребёнок воспринимал их как само собой разумеющееся. А с 7-8 лет разъясняем, в чём риски избыточного общения с гаджетами и какие могут быть последствия. На доступном для ребёнка языке нужно говорить об ответственности и опасностях так же, как мы рассказываем о неосторожном обращении с огнём, о вреде курения и наркотиков.
Сформировать правильное отношение к гаджетам трудно, если родители сами постоянно сидят в телефонах. Когда ребёнок видит, что папа все вечера проводит за компьютерными играми, а мама не выпускает из рук смартфон, вряд ли он будет выполнять требования, установленные взрослыми. Правила общения с гаджетами обязательны для всей семьи.
Очень часто свой первый смартфон ребёнок получает как раз к началу учебного года. Обратите внимание на подписку НЕТАРИФ Junior – она идеально дополнит детский гаджет. За 289 руб в месяц ребенок получит в смартфоне все необходимое: учебники, музыку, книги, связь и безлимитные мессенджеры – выберите то, что нужно вашему ребёнку.
Желаем детям и их родителям в новом учебном году успехов и ответственного обращения с гаджетами.