Повсеместно отмечается рост случаев обращений о совершении в отношении граждан мошеннических действий. Иногда граждане, проживающие в разных субъектов Российской Федерации, сообщают о поступающих им звонках от лиц, представляющихся сотрудниками различных государственных структур.
Неизвестные собеседники вводят граждан в заблуждение относительно их признания потерпевшими по уголовным делам, якобы возбужденным и находящимся в производстве, при этом эти лица предлагают перечислить различные крупные суммы по платежным реквизитам для обеспечения дальнейшего возмещения причиненного морального вреда.
Обращаем внимание, что лица, предлагающие направить денежные средства на счета теми или иными способами, не являются сотрудниками следственных органов СК России. Подобные действия не могут быть связаны с исполнением следователями своих должностных обязанностей. Для возмещения причиненного вреда законом предусмотрены иные правовые механизмы, которые не предполагают каких-либо взносов и переводов от потерпевших.
Подобные звонки являются проявлением мошенничества, о которых следует незамедлительно сообщать в правоохранительные органы. Указанные факты тщательно проверяются в целях установления лиц, причастных к мошеннической схеме, и их привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, следственное управление обращает внимание граждан на то, что соблюдение ряда несложных правил общения с мошенниками, может обезопасить от потери денег. О том, что с пользователем общается мошенник, говорит побуждение к каким-то срочным действиям в СМС, письме или во время телефонного звонка или если разговор вызывает яркие эмоции – вроде интереса или страха. Также о мошенничестве говорят навязывание или рассылка о выигрыше, предложение о выплате. Злоумышленник может попросить сообщить личную (персональную) или секретную информацию. Следственное управление рекомендует не открывать сообщения, электронные письма, а также не переходить по ссылкам, полученным от неизвестных отправителей; внимательнее присматриваться к адресу отправителя, который может быть похож на настоящий, но с изменением одной или нескольких букв. Должны насторожить какие-то ошибки в письме (сообщении), отправленном якобы от банка, налоговой инспекции или других официальных лиц (организаций, учреждение, ведомств). У мошенника может быть информация о последней транзакции. Таким образом, при звонке он представляется работником банка, называет правдивые данные, тем самым входит в доверие, после чего пытается узнать у пользователя пароль, код из смс-сообщения, а также другую важную информацию, позволяющую завладеть деньгами жертвы.
В последнее время новой уловкой мошенников являются операции, связанные с кредитованием физических лиц. Потенциальным жертвам этой мошеннической схемы поступают фальшивые сообщения о предварительно одобренных или уже выданных кредитах, а затем звонят злоумышленники под видом службы безопасности банка или правоохранительных органов, предлагая помощь в сложившейся проблемной ситуации, для чего методично выясняют нужную им информацию для осуществления перевода (списания) денежных средств с банковского счета собеседника.
В связи с изложенным, следственное управление СК России по Республике Алтай призывает граждан проявлять бдительность, в особенности пожилых людей, которые наиболее часто подвержены телефонному мошенничеству со стороны неизвестных лиц, и не поддаваться уловкам мошенников.