С января по сентябрь 2021 года жители Сибирского федерального округа направили в Банк России 567 обращений, связанных с кибермошенничеством. В основном граждане жаловались на то, что мошенники различными способами выманивали у людей персональные данные, данные банковских карт, коды подтверждения из СМС, оформляли на них кредиты в банках или займы в микрофинансовых организациях.
Большинство мошеннических схем основаны на социальной инженерии. Человеку обещают «золотые горы» или, наоборот, внушают страх все потерять. Например, может прийти СМС о том, что кто-то пытается оформить на человека кредит. Затем звонят уже от имени службы безопасности финансовой организации и просят назвать код, чтобы якобы отменить заём. По факту этот код может подтверждать операцию списания или же дать доступ в личный кабинет, где мошенники могут похитить деньги со всех счетов клиента.
«Важно помнить, что если в ходе разговора от вас требуют сообщить персональные данные, данные банковской карты либо код подтверждения из СМС — этот разговор необходимо прекратить. Вы можете самостоятельно обратиться в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне банковской карты для выяснения всех обстоятельств. Информировать о правилах безопасного использования банковской карты и электронных сервисов должны финансовые организации, в которых вы обслуживаетесь. В ноябре каждый житель Сибири может принять участие в опросе Банка России и рассказать о том, как выстроена работа по профилактике мошеннических действий в финансовой организации, где он обслуживается», — отметил Павел Вернер, заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России. Опрос доступен на сайте Банка России с 1 ноября по 3 декабря. Его могут пройти как граждане, так и юридические лица. Опрос для граждан включает 27 вопросов, для бизнеса — 12 вопросов.
Сибирское главное управления
Центрального банка Российской Федерации