События в Казахстане наглядно показали, как законным протестом людей могут воспользоваться деструктивные силы. Основная версия – недовольство граждан ценами на газ было использовано отдельными политическими игроками для того, чтобы переформатировать политическую ситуацию в стране. Но своевременная помощь со стороны ОДКБ сорвала эти планы.
Однако не существует гарантий от того, что реальные поводы для недовольства могут быть использованы для провоцирования протестов в российских регионах. Несмотря на ограничения деятельности иноагентов и в России остаются лазейки для деструктивной деятельности.
По вашему мнению, меры, предпринимаемые президентом России Владимиром Путиным для стабилизации ситуации в Казахстане адекватны сложившейся обстановке? Сумеет ли Россия защитить соотечественников? Насколько казахстанский опыт является релевантным для России, корректно ли его использовать для моделирования кризисных ситуаций в российских регионах?
Борис Алушкин, председатель Алтайского республиканского отделения Союза журналистов России, председатель Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Алтай
В соседнем Казахстане на рынке произошло обычное колебание цен на бытовой газ. Население возмутилось этим фактом. Я считаю, справедливо. Однако этот факт стал поводом для экстремистских сил. Они воспользовались мирными митингами, подхватили их и раздули. Никакого сепаратизма в этом я не вижу.
Западные силы пошли ва-банк и попытались разжечь конфликт. Президент страны Токаев поступил абсолютно правильно, обратившись за помощью в ОДКБ. Братская помощь ОДКБ – разумный, консолидированный и цивилизованный ответ коллективному Западу.
Тем самым, братский народ Казахстана предотвратили от большой беды.
Дмитрий Кобзев, член Общественной палаты Республики Алтай, главный редактор информационного портала «Новости Горного Алтая»
Не берусь судить о внутренней политике Казахстана, о причинах, которые вызвали волнения в этой стране. Скажу лишь как житель сопредельного с Казахстаном региона, что события в Алмате и других казахских городах вызвали у нас большую тревогу. Думаю, что большинство жителей Горного Алтая внимательно следило за событиями и испытало облегчение, когда кризис удалось разрешить.
В нашем регионе казахи – третья по численности этническая группа, есть район компактного их проживания – Кош-Агачский. Конечно же, мы искренне сопереживали им, ведь у большинства из них в Казахстане живут родные и близкие, для них это были не какие-то абстрактные новостные заголовки, а события, которые прошли через сердце.
Денис Власенко, Председатель Общественной палаты Республики Алтай
Январские волнения в Казахстане вышли за рамки внутригосударственных событий. Результат, сделаны определенные выводы как самим президентом Токаевым, так и руководствами ряда стран, в том числе соседних государств.
Причины гражданских волнений, как правило, не возникают на «ровном месте». В их основе лежит определенная справедливость требований по важному волнующему вопросу или накопленному целому комплексу народных раздражителей, которые необходимо решать внутренними ресурсами. Однако вопрос в другом – о настоящей цели протеста… И чем быстрее будет получен на этот ответ, тем большая вероятность принятия грамотных, а значит адекватных мер для разрешения ситуации.
Руководитель Казахстана, может не безупречно, но своими решениями продемонстрировал твердость и трезвость действий по прекращению хаоса в стране. Ключевым, особенно на внешний посыл, стал запрос на ввод военнослужащих стран-членов ОДКБ: Белоруссии, Армении, Кыргызстана, Таджикистана и России. Реализация последующего межгосударственного решения показала четкость и сплочённость действий по защите государственности через средства «союза», с безусловно ведущей ролью нашей страны.
Иллюстрация russkievesti.ru