Расширение дистанционного электронного голосования неизбежно как развитие и прогресс, а любой прогресс тут только на руку гражданам. Голосование – это госуслуга и она должна предоставляться гражданам в самом современном виде. При этом, одной из самых главных задач является организация гражданского контроля над ДЭГ.
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения ДЭГ для всех регионов и на выборах всех уровней.
Согласно законопроекту дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС “Выборы” или других сертифицированных государственных информсистем. Документ также уточняет, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.
ЦИК РФ будет устанавливать требования к сертифицированным государственным информсистемам для онлайн-голосования.
Избирательные комиссии субъектов РФ по согласованию с ЦИК смогут принимать решение о проведении ДЭГ на выборах в органы власти своего региона или на референдуме. В случае принятия решения о проведении ДЭГ с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на федеральных выборах, согласование не требуется, при этом региональный избирком должен сообщить о принятом решении ЦИК.
Также на прошлой неделе стало известно, что Центризбирком получил шесть заявок от регионов о желании использовать ДЭГ на выборах в единый день голосования в 2022 году. На выборах в сентябре 2021 года система ДЭГ применялась в семи регионах РФ – Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях.
Как оцениваете готовность вашего региона к электронному голосованию? Какие трудности вы видите в процессе расширения применения ДЭГ? Готовы ли избиратели в вашем регионе к такой форме голосования?
Дмитрий Кобзев, член Общественной палаты Республики Алтай, главный редактор информационного портала «Новости Горного Алтая»
Электронное голосование – логическое продолжение цифровизации, которая идет во всех сферах современной жизни: в экономике, образовании, медицине, государственном и муниципальном управлении.
Конечно, есть риски, общие для всей цифровизации: это защита персональных данных, защита систем от атак извне, обеспечение бесперебойной работы техники, наличие систем резервного копирования данных и их сохранности. Есть и специфические задачи: обеспечение тайны голосования при одновременной необходимости общественного наблюдения за ходом выборов.
На данный момент в обществе скорее настороженное отношение к дистанционному электронному голосованию. Настороженность эту понять можно – люди вообще с опаской относятся к новому и непонятному. В этой связи, с одной стороны, стоит задача детального разъяснения нововведений, а с другой – реформирования законодательства, принятия необходимой нормативной базы. Лучше этим заняться раньше, чем позже: в любом случае электронное голосование будет внедряться, и лучше быть паровозом, чем плестись за ним.
Андрей Ищенко, председатель Федерации независимых профсоюзов России в Республике Алтай
Я в большей степени выступаю за традиционную форму голосования, когда гражданин проявляет своё избирательное право на участке для голосования. Но жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы, поэтому должны появляться альтернативные формы для волеизъявления людей и этой формой может, в частности, стать электронное голосование.
У этой формы, конечно же, есть свои плюсы – это и экономия времени, отсутствие нежелательных контактов, больший охват избирателей, в частности молодого поколения, тем самым повышая объективность и доверие граждан к принятому выбору.
Но необходимо исключить внешнее и внутреннее вмешательство в избирательный процесс, чтобы избежать фальсификации выборов. Кроме того, в Республике Алтай ещё не все населённые пункты имеют доступ к интернету, соответственно не все граждане смогут воспользоваться своим правом.
Безусловно, необходимо расширять возможность участия граждан в избирательном процессе и за электронным голосованием будущее. На мой взгляд, надо сохранить два общепризнанных фактора – прозрачность и возможность любого человека выразить свое волеизъявление, тогда и результат будет объективным и доверие в обществе будет расти.
Денис Власенко, председатель Общественной палаты Республики Алтай
Система дистанционного электронного голосования – наступившее «завтра». Развитие и совершенствование электронно-цифровых технологий набирает обороты практически во всех сферах нашей жизни. Для многих – это уже обыденность: удобно, быстро и, как правило, дешево.
Мы научились доверять электронным системам и уже привыкли к ним. Множество приложений, благодаря которым – банки, социальное, бытовое обслуживание, вопросы оформления прав собственности и т.д. стали ближе. А ведь многие эти взаимоотношения носят личный, если хотите интимный характер.
Поэтому ДЭГ также плавно войдет в нашу жизнь, как привычное, по тем же параметрам. Преимущества очевидны – возможность проголосовать в любое время и вне избирательного участка, достаточно лишь идентифицировать себя по параметрам избирателя. Процедура незначительна по временным затратам, необходимость в физическом присутствии в пункте голосования отпадает, что опять же удобно и быстро. Это очевидное преимущество для привлечения молодого избирателя.
И все же, планируя широкое внедрение и законодательное закрепление системы ДЭГ надо понимать, что избирателю для доверия к электронному голосованию нужны гарантии. Если сегодня “гарантами” выступают наблюдатели, круглосуточная видеофиксация, то как это будет реализовано в глобальной сети.
Как обязательную альтернативу, считаю необходимым оставить традиционную систему голосования. Избирательное право охраняется Конституцией России, а гражданин в силу возраста, отсутствия устойчивого интернета и даже личного пожелания, не может быть лишен его реализации.
Фото:yarnovosti.com