В этом году свое 65-летие отмечает заслуженная артистка Республики Алтай Нина Алексеевна Юданова.
Нина Алексеевна родилась 6 января 1957 года в Улуг-Хемском районе Тувинской автономной области – ее отец Алексей Парфентьевич Петькин, учитель по профессии, после войны был направлен поднимать грамотность в этот национальный регион, вошедший в состав СССР в 1944 году. В конце 50-х семья вернулась на Алтай. Героиня этого очерка училась в школах Маймы, Чои. Еще в юные годы у нее появилась мечта связать свою жизнь с театром, стать драматической актрисой. После школы она поступила в Новосибирское театральное училище, но проучилась там недолго. Успела поработать три года в Концертно-эстрадном бюро в Горно-Алтайске. Позже были учеба в Москве, в Театральном училище им. Б. Щукина, замечательные педагоги, профессионалы высочайшего класса, которым Нина Алексеевна отчасти обязана своим мастерством. По окончании училища по распределению она попадала в Новосибирск, но решила вернуться на родной Алтай, где и работает до сих пор, тесно связав свою судьбу с Национальным театром им. П.В. Кучияка. Здесь она вышла замуж за своего коллегу по театральному цеху Антона Юданова, с которым была знакома еще по совместной работе в Концертно-эстрадном бюро. Они прожили вместе более тридцати лет, вырастили сына.
За 40 лет работы в Национальном театре Н.А. Юданова сыграла более 70 персонажей. Как отмечают ее коллеги, актриса трудолюбива, профессиональна, требовательна к себе и к своим партнерам. Наиболее значимые ее роли – Турандот в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци, Катарина в «Укрощении строптивой» Уильяма Шекспира, Алиман в «Материнском поле» по Ч. Айтматову, Луиза в «Коварстве и любви» по Ф. Шиллеру, главная героиня в «Чудесной башмачнице» Ф.Г. Лорки и другие.
За свой творческий труд Нина Алексеевна награждена Почетными грамотами Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Российского профсоюза работников культуры и Правительства Республики Алтай.
– Нина Алексеевна, когда вы осознали свое актерское призвание?
– В школе я, как все девочки, мечтала стать актрисой, но не была уверена в своих способностях. Наша учительница математики начала ставить кукольные спектакли, и я принимала участие в этих постановках.
– А в семье у вас кто-то увлекался театром?
– Моя старшая сестра собирала открытки с фотографиями актеров, поэтому заочно я многих знала, смотрела фильмы с их участием.
– Кто были ваши любимые актрисы?
– Мне очень нравились Татьяна Пилецкая, Нонна Мордюкова, Инна Макарова.
– После недолгой учебы в Новосибирске вы работали в Концертно-эстрадном бюро в Горном Алтае. Должно быть, для вас это было интересное время?
– Очень. Мы постоянно ездили с концертными программами по нашей автономной области и Алтайскому краю, выступали в сельских клубах. За это время мне удалось поработать и в эстрадной, и в театральной группе.
– В эстрадной группе вы пели?
– Нет, участвовала в пантомимах в качестве… артистки балета. Я узнала о своей должности случайно, когда расписывалась в ведомости за суточные.
– Именно во время работы в Концертно-эстрадном бюро вы познакомились со своим будущим мужем Антоном Викторовичем Юдановым…
– Да. Он был моим наставником, когда я выступала на своих первых концертах. И вот как-то я отработала миниатюры, поклонилась публике и обычным шагом направилась за кулисы. Антон дал мне нагоняй: дело в том, что удаляться со сцены по правилам жанра полагалось такими особыми прыжками. Я этого не знала и только растерянно смотрела на него. Он лично показал, как нужно правильно прыгать, и после небольшой тренировки у меня это стало получаться.
– Вам уже в то время было понятно, что вы станете актрисой драмы?
– Я с самого начала это понимала. Кино – это не мое, я объектива боюсь. В театральной группе первые роли сыграла в небольших постановках по рассказам Чехова, которые служили как бы заставками к пантомимическим номерам.
– А какая у вас была первая серьезная театральная роль?
– Первой большой ролью стала Зубаржат в спектакле по пьесе Мустая Карима «Ночь лунного затмения» – я исполняла ее еще будучи студенткой. После окончания Щукинского училища попала по распределению в Новосибирск, а потом из-за этой роли меня пригласили в Горно-Алтайск, где я и осталась работать.
– Как это случилось?
– Я уже подписала все документы и собиралась ехать в Новосибирск, но тут на улице встретила наших актеров. Они спросили: «А почему не идешь в театр? В августе гастроли, тебя ждет наш директор». Областным драматическим театром тогда руководил Фридрих Таушканов. Зашла к нему, и он уговорил меня поменять место работы и устроиться сюда.
– Какую свою роль вы считаете самой важной?
– Такой вопрос часто задают, но ответить на него очень сложно. Каждая роль, большая она или маленькая, актером вынашивается. Мы начинаем работать над ними с нуля. Даже взять мою последнюю – в поставленном буквально на днях в нашем театре «Преступлении и наказании», где я играю старуху-процентщицу. Она совсем небольшая, занимает мало сценического времени, но ведь именно этот персонаж – причина преступления, которое является центральным сюжетом спектакля. В работе над ролью приходится перелопачивать не только литературный источник, но и массу других, «параллельных» произведений соответствующей эпохи. Вспоминаешь живопись того времени, выражения лиц на полотнах художников, думаешь о пластике своей героини, ее манере говорить, чтобы потом за отведенное небольшое время суметь раскрыть характер. Поэтому нельзя назвать эту роль проходной. И то же самое относится к любым другим – как в серьезных драмах, так и, к примеру, в детских спектаклях.
– Есть какие-то роли, которые вы бы отказались играть, какие-то неприемлемые для вас персонажи?
– Нет. Та же героиня Достоевского – снаружи она такая жадная… Но нужно идти от обратного. Она же асессорша. Может быть, в молодости училась в Институте благородных девиц. Муж у нее умер, а женщины такого положения тогда ведь не работали – и, чтобы выжить, она просто была вынуждена заняться ростовщичеством.
– То есть вам нужно выстроить некую «жизненную правду» своей героини?
– Да. А потом это втягивает…
– Какую роль вы бы хотели сыграть, но не выдался случай или не позволило сложившееся амплуа?
– У меня определенного амплуа, пожалуй, и нет. В молодости часто играла героинь, но в профессиональном плане мне интереснее создавать характерные образы. А что касается несыгранного: когда читаю какую-то литературу, я за всех героев «переигрываю». Воображение работает…
– То есть вы можете как бы «примерить» на себя роль любого литературного персонажа?
– Да.
– Последние десятилетия театр постоянно меняется. Что из новых веяний вы принимаете, а что нет?
– Я не приемлю пошлость и эпатаж на сцене. Как-то один из старейших российских театров в Ярославле поставил пьесу Лорки «Дом Бернарды Альбы». Там световое решение было очень интересное, но почему-то дочерей Альбы представили… лесбиянками. Хорошие современные интерпретации классики тоже случаются, но важно, чтобы в постановках оставались мысль автора, все «что», «зачем» и «как», потому что мы эти произведения знаем в оригинале.
– В одном из прошлых интервью вы говорили, что на досуге любите читать. Что-то из последних книг вас «зацепило»?
– Последнее время я, кроме Достоевского, ничего не видела. Это прежде всего его «Игрок», а также произведения других авторов середины XIX века.
– 11 марта вы вновь появитесь на сцене – на сей раз в главной роли в приуроченном к вашему дню рождения спектакле Эммы Иришевой «Ханума». Почему именно «Ханума»?
– Мы же работаем для зрителя. Этот спектакль – музыкальный, по большей части комедийного плана, его хорошо принимает публика.
– Действительно, в наше непростое время людям нужно больше позитивных эмоций. Спасибо за этот интересный разговор. Поздравляю вас с наступающим Международным женским днем!
Беседовал Алексей МИШИН