Нас очень редко, но иногда балуют яркими культурными событиями. Вот и в этот раз в Горно-Алтайск на один день приехал с гастролями заслуженный артист России Даниил Спиваковский.
Причем выступал актер в довольно необычном жанре театрального искусства, он читал произведения различных авторов. Даниил Спиваковский представил свои моноспектакли «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Метель» А.Пушкина, «Мертвые души» Н.Гоголя и «Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца» Л.Филатова.
Еще одним важным фактором его выступлений было то, что актер выступал в рамках государственной программы по приобщению молодежи к культуре «Пушкинская карта». Хотя, как признался сам Даниил Спиваковский, моноспектакли он подготовил давно и уже в течение десяти лет выступает с этой программой по всей стране.
Актер особо подчеркнул, что моноспектакль – это практически полная условность, минимальное оформление сцены и декораций. Самое главное – контакт со зрителем посредством текста, интонаций голоса и жестов. В крупных городах Даниил Спиваковский привлекает к работе живой оркестр, обычно договаривается с местной филармонией, репетирует, и на спектакле звучит живая музыка.
– Я, кстати, много раз был в Горном Алтае, – рассказывал Даниил Иванович. – Но вот по работе, так сказать, и в Горно-Алтайске впервые. Мне нравится ваш театр, современное удобное здание, уютное какое-то. Выступая в таких небольших городах, как ваш, я не привлекаю большой оркестр, использую флешку с записью музыки. Прошу меня извинить за это, но по-другому никак, на один день привозить огромный симфонический оркестр нерационально.
На моноспектакле «Метель» по повести Александра Пушкина звучала гениальная музыка Георгия Свиридова. И заполняемые ею паузы будто возвращали зрителя в метельную ночь, где за белой пеленой спрятались луна и звезды, где снежный ливень порождал тайны и играл судьбами людей.
Даниил Спиваковский замечательный актер, играл он великолепно. Одним только голосом и жестами представлял перед зрителями робкую, но глуповатую Марью Гавриловну, пылко влюбленного Владимира, глуховатого деда из деревеньки или несчастного Бурмина.
В зале было очень много детей и подростков, целые классы. Те самые наши дети, которые не любят читать, «живут» в интернете, привыкшие к коротеньким видосикам и смешным мемам, которые знать не знают про пушкинские повести и одно это словосочетание наводит на них вселенскую скуку. Так вот, эти дети, затаив дыхание, слушали неторопливый текст XIX столетия со всеми его длиннотами, описаниями и выражениями присущими той эпохе. И в финале повести, когда разрешились все сомнения и тайное стало явным, дети ахнули словно на премьере каких-нибудь «Мстителей». Вот и не верь после этого, что классика – это всегда современность.
Очень хотелось бы посмотреть «Мертвые души» и «Про Федота – стрельца» в исполнении Даниила Спиваковского, но он выступал в Горно-Алтайске только один день.
Даниил Иванович Спиваковский, заслуженный артист России, родился в 1969 году в Москве, в 1994 году окончил режиссерский факультет ГИТИС, а работал в Театре Маяковского, сейчас руководит мастерской театрального факультета Института театрального искусства им. И. Кобзона.
Создал ряд незабываемых образов в спектаклях и фильмах, среди которых можно отметить «Мой сводный брат Франкенштейн», «Утомленные солнцем-2. Предстояние» и другие.
Сергей Иванов
Фото Владимира Сухова