В центре Камлака стоит небольшой дом с ухоженным участком и особой душевной атмосферой. Всё достаточно просто и скромно, но видно, что труда здесь не боятся и искренне любят это место. Именно здесь живет героиня нашей сегодняшней публикации Инга ЧЕРДАКОВА.
Инга появилась на свет 20 ноября 1970 года в Ашхабаде (Туркменистан) и, по ее словам, росла активным, непоседливым и не очень послушным ребенком. Когда девочке исполнился год, врачи поставили диагноз, навсегда изменивший жизнь всей ее семьи, – полиомиелит. Борьба с осложнениями отняла у нее столько физических и душевных сил, что, казалось, ее судьба была очевидна. Но наперекор прогнозам Инга на четыре и пять окончила школу, живет, радуется и ценит каждое мгновение!
Во многом благодаря маме Александре Владимировне, которая поддержала дочь в трудные моменты и поддерживает до сих пор, Инга стала художником. Но рисует она не красками на холсте, а соломой.
– Творческая жилка у меня – наследственное. У нас в роду все рукодельницы, – рассказывает моя собеседница. – Сколько себя помню, я всегда вышивала, шила, вязала, рисовала, занималась филейным плетением – мне всё было интересно. К увлечению соломкой меня подтолкнул случай: соседка ходила на тематические курсы и однажды предложила попробовать. Мама сомневалась, что мне хватит терпения и усидчивости для такой кропотливой, ювелирной работы. Однако спустя неделю первый блин, то есть цветочек, вышел не комом. Вскоре я сделала уже небольшую картинку, а потом оказалось, что у меня есть свой стиль.
После гибели отца в 2007 году на семейном совете было принято решение переехать в Россию. Купили домик на родине мамы – в Чойском районе. Пришлось привыкать к резкой смене климата, новой еде. Со временем Инга адаптировалась, а сейчас и вовсе считает, что живет в самом лучшем месте. С помощью многочисленных родственников и друзей постепенно сделали ремонт, поменяли фундамент дома, заменили окна.
Переступив порог, мы словно оказались в картинной галерее. Все стены в комнатах увешаны разной величины холстами. Золотом на черном бархате отливают орнаменты, растения, птицы, животные, люди, исполненные с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Назвать даже приблизительное количество выполненных за 30 лет работ Инга затруднилась, отметив лишь, что их число давно перевалило за тысячу. Большинство расходятся на подарки, остальные выставляются на продажу.
К слову, сырье для будущих шедевров женщины выращивают и заготавливают самостоятельно на приусадебном участке. Нюансов в соломенном искусстве хватает. Ячменная, ржаная, пшеничная, овсяная соломка срезается ножницами выше или ниже узлов стебля, чтобы в результате получились пустые внутри трубочки.
Затем полуфабрикат следует тщательно просушить, прокипятить, а при необходимости – отбелить. Мастерица замечает, что намеренно не использует красители, ценит красоту, тепло и естественность материала, разве что иногда для придания дополнительного эстетического эффекта применяет обжиг.
Далее соломку разрезают вдоль и аккуратно проглаживают старым советским утюгом, который служит верой и правдой несколько десятков лет. Эту работу делает Александра Владимировна.
В результате получаются плоские заготовки, из которых Инга вырезает детали для будущей картины.
Мотивом может быть практически все что угодно. Главное, говорит мастерица, чтобы исходный рисунок можно было разделить на части, с которыми удобно работать. Идеи Инга черпает отовсюду. Например, жар-птицу увидела в одном из мультфильмов, птенцов – в старой детской книжке.
Определившись с сюжетом, она рисует на бумаге эскизы. К каждой детали пинцетом приклеивает соломку, тщательно подбирая оттенки и обрезая лишнее. Также в некоторых работах использует бархат и бисер, вышивку из мулине.
Когда же все детали выполнены, умелица раскладывает их в нужном порядке и приклеивает к фону. Готовые работы заключает в рамы под стекло.
Несмотря на то что палитра красок в аппликации из соломки не так велика, на картинах-панно Инги Чердаковой этого просто не замечаешь, так они сверкают и переливаются. Кроме того, структура соломки придает деталям узора рельефность, отчего картины смотрятся живыми и дышащими.
На создание одной работы, по словам Инги, у нее уходит примерно месяц, сложные сюжеты она создает дольше. В Туркменистане ее работы пользовались большой популярностью, были и свои постоянные заказчики. Сейчас Инга принимает активное участие в республиканских и районных конкурсах, выставках и фестивалях и неизменно удостаивается наград и грамот.
Скучать или хандрить, признается моя собеседница, ей просто некогда, да и сидеть без дела она не привыкла. «Зачем мне столько кофт?» – часто слышит Инга от мамы, но, улыбаясь, снова берет в руки спицы. А еще она пишет наполненные оптимизмом и жизнелюбием стихи!
Мне хочется вам рассказать о счастье,
Когда бывает так, что хочется летать,
Я за моей спиною расправляю крылья,
И вновь, как прежде, начинаю я мечтать.
И хоть на улице сейчас стоит ненастье,
Я вижу в серых красках белый цвет.
И этот цвет – как новый холст для счастья,
Где напишу я краской яркой свой рассвет.
В нем, несомненно, будет много солнца,
Сюрприз с цветами, поцелуй тебе,
И аромат цветов душистых в чистом поле,
И бабочек полёт,как в животе.
Я расскажу в ненастье о прекрасном счастье,
И по мгновеньям соберу мечту,
Я миру расскажу, что к счастью ты причастен,
И крылья я раскрою, ощутить чтоб высоту.
Не прекращайте ваш полёт в ненастье,
Запоминайте каждую прекрасную весну!
Ловите бабочек, вкушайте счастья сласти,
Отбросьте всю вы торопливую возню!
От жизни художница многого не просит, да и мечты у нее совсем простые: поездка на море и новая инвалидная коляска с электроприводом.
– Можно вас сфотографировать? – спрашиваю Ингу Анатольевну. (Почему-то казалось, что она откажется.)
– Да конечно! – с легкостью соглашается Инга.
Щёлкнул затвор фотоаппарата. Знаете, что меня особенно поразило? Ее глаза, искрящиеся теплотой. В них нет ни капли обиды и зла на несправедливую жизнь!
– Все мы разные, у каждого из нас свои болячки, свои трудности, но нужно наперекор всему улыбаться и идти вперед! – считает наша героиня. – А когда занимаешься рукоделием, начинаешь совсем по-другому смотреть на мир и остается только одно желание – жить! Я верю, что когда чего-то сильно хочешь и стремишься к этому, все обязательно получится!
Татьяна РУССКИХ
Фото Владимира Сухова