Алтай – центр Азии, занимающей огромные пространства самого большого на планете Евразийского материка. В многовековом процессе собирания Россией евразийских земель и народов он вошел в ее состав в середине XVIII века. Главной артерией, соединяющей Горный Алтай и европейскую Россию, является Чуйский тракт, пронизывающий его территорию как ствол транспортного древа, от которого отходит в разные стороны разветвленная сеть больших и малых дорог.
По каналам этого древа непрестанно струятся токи материального, духовного, интеллектуального, взаимосвязывающие эту территорию в единое живое целое, а всю Россию – с Монголией и Китаем. Учитывая роль, которую Чуйский тракт играл для страны в целом, 26 мая 1922 г. постановлением ВЦИК ему был присвоен статус дороги государственного значения. В мае 2022 г. этому историческому событию исполняется ровно 100 лет.
Исторические корни Чуйского тракта имеют тесную взаимосвязь с проникновением на Алтай Великого шёлкового пути, ставшего примером экономического и культурного сотрудничества между народами и государствами с различными этническими, религиозными и политическими традициями. Разнося по свету от берегов Атлантики до Тихого океана мировые религии, письменности и культуру на протяжении полутора тысяч лет, Великий шёлковый путь взаимообогатил народы Европы и Азии. Торговые караваны из Китая у границ Великой стены расходились в северном и южном направлениях. «Северная дорога» через Турфан и Каштар проходила вдоль южных границ Большого Алтая, через «Джунгарские ворота», соединявшие между собой Великий пояс евразийских степей с Центральной Азией, направляясь в Ферганскую долину и далее к низовьям Волги и Северному Причерноморью.
Существовала древняя караванная тропа, уходившая в горный массив Алтая. Здесь в древности жили скотоводы, земледельцы и металлурги. Они оставили после себя памятники афанасьевской культуры конца IV – начала II тыс. до н.э., таинственные каменные склепы Каракола II тыс. до н.э., стенки которых разрисованы фигурами мифологических персонажей, и загадочные керексуры с оленными камнями конца эпохи бронзы. В горах Алтая сохранились каменные курганы племен пазырыкской культуры VI – II вв. до н.э. – современников легендарных скифов Причерноморья, персов Ахеменидской державы Передней Азии, саков Средней Азии и китайцев на юго-востоке.
Прирастание Русского государства Сибирью в начале XVII века, образование Томского острога в 1604 г. стали новым этапом в развитии южных рубежей Западной Сибири.
В начале XVIII века началось хозяйственное освоение Верхобского бассейна, в 1709 г. в истоках реки Оби была основана русская Бикатунская крепость (город Бийск). Подписанный Великим Государем Петром Алексеевичем Указ о строительстве Бикатунской крепости имел далеко идущие последствия. Новая крепость должна была взять на себя функции экономических, политических и торговых связей. Сложившаяся на южных рубежах Бийская укрепленная линия охватывала территорию от Усть-Каменогорска до Кузнецка. С XVIII века начала возрождаться торговля. Русские купцы стали активно развивать торговые отношения на новых освоенных сибирских землях. Контакты с местным населением сделали возможным хозяйственный обмен.
Со второй половины XIX века была проведена топографическая съемка Бийского округа в местах, прилегающих к китайской границе. Власти интересовались новым торговым местом, чтобы изучить возможности обустройства границы. Торговые лавки и товарные склады были не только в Кош-Агаче, но и на территории Монголии в Кобдо и Улясутае. Торговля по Чуйскому тракту шла полным ходом, и она вовлекла в торговый процесс не только бийских купцов, но и предпринимателей из разных регионов России.
В 1900 г. Министерство внутренних дел обратилось в Кабинет Его Величества с ходатайством о выделении пособия на исправление вьючного пути, которое вскоре и было выделено. В «Обзоре Томской губернии за 1900 год» сообщалось: «Прокладка колесного пути от Онгудая до Кош-Агача начата». В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках.
В 1911 г. Чуйский тракт перешел в ведение Министерства путей сообщения, а исследования проводились из средств, отпущенных на изыскательские работы Сибирской железной дороги. Тракт становится транспортным путем товаров из Монголии на запад России.
В 1913 г. были проведены изыскательские работы – съёмка существовавшей дороги от Бийска до Кош-Агача протяженностью свыше 500 верст. Руководство экспедиционными партиями Томского округа путей сообщения было поручено Вячеславу Шишкову. Именно он возглавил изыскательские работы по трассировке Чуйского тракта в 1913 году. Министерство путей сообщения отмечало первоочередную значимость широкомасштабных изыскательских работ, так как «современное состояние Чуйского тракта не соответствует его выдающемуся экономическому и государственному значению».
Изыскания пришлось прервать из-за Первой мировой войны. Экспедиция вернулась в Томск. Переехав в Петербург, В.Я. Шишков к концу 1916 г. завершил обработку материалов, схем по участкам и определил объем работ. Вести строительство тракта было предложено вдоль ре ки Катуни. Исследования Шишкова на Чуйском тракте в 1913 – 1914 гг. завершили 20-летний период его сибирских изысканий, а в 1929 – 1930 гг. на основе его проекта было начато строительство на всем протяжении правобережного направления тракта.
В датированном 5 июня 1933 г. постановлении Правительства по Народному комиссариату внешней торговли СССР за №333 говорилось: «Чуйский тракт считается военизированным с введением в действие Устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и служащих. Данное Постановление вызвано особо важным значением Чуйского тракта в общей системе народного хозяйства… для обеспечения бесперебойной работы в деле осуществления возложенных на тракт ответственных заданий по экспортно-импортным перевозкам. Работники тракта приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма». С этого времени стали выделяться необходимые денежные средства на изыскательские и строительные работы, штат был укомплектован рабочей силой.
Строительство осуществлялось фактически в течение двух сезонов 1933 – 1934 гг. Чуйский тракт стал одной из важных внешнеторговых магистралей Советского Союза и основной автомобильной артерией Алтая с головным участком в Бийске, являвшемся исходным пунктом железной дороги и водного транспорта, доходил до границы Северо-Западной Монголии, пересекая Семинский и Чике-Таманский перевалы. Общее протяжение тракта на тот момент составляло 622 км.
С 1961 г. Чуйский тракт стал составной частью автомагистрали Новосибирск – Бийск – Ташанта протяженностью 963 км. Он связывает единым транспортным коридором научно-промышленный потенциал Новосибирской области, агропромышленную житницу Алтайского края и рекреационно-туристический кластер Республики Алтай. Также Чуйский тракт (федеральная автомобильная дорога Р-256) является составным звеном международной автомагистрали Н-4, уходя в Монголию и Китай. В международном значении, как важный элемент интеграционных связей, тракт включен в программу «Наш общий дом – Алтай», принятую на межгосударственном уровне Россией, Монголией, Китаем и Казахстаном. Имеющий многовековую историю, он вошел в рейтинг красивейших дорог мира, составленный международным научным изданием National Geographic.
В настоящее время в Республике Алтай продолжаются масштабные работы по капитальному ремонту трассы. Уже есть первые результаты: открыт участок автомобильной дороги федеральной трассы Чуйский тракт – подъезд к озеру Телецкому протяженностью 14 км. Он находился в аварийном состоянии и был небезопасен для передвижения. На 2022 г. запланированы работы на участке от перевала Карасук до Паспаула, затем будет выполнен капремонт дороги, соединяющей село Карасук и Карасукский перевал. В целом ремонт трассы и приведение ее в нормативное состояние планируется завершить в 2024 году.
По материалам СМИ