Если и менять любимую работу на какую-то другую, то только на нечто стоящее, подумалось мне и возмечталось почему-то о чем-то героическом. Захотелось, например, примерить на себя роль спасателя и поучаствовать в какой-нибудь суперопасной операции или вместе со следователем поймать преступника по горячим следам… Но всё сложилось гораздо прозаичнее, так получилось, что судьба привела меня по редакционному заданию в сельский МФЦ.
Миллион услуг
Полдень. Это время самое напряженное для работников филиала МФЦ в Онгудае. Именно в эту пору здесь особенно много посетителей. Дело в том, что в будние дни из окрестных деревень люди съезжаются в райцентр с самого утра и спешат решить все свои насущные дела до обеда, чтобы потом успеть добраться домой. Наверное, каждый второй сельчанин при этом обязательно наведывается в МФЦ. Почему? Давно прошли те времена, когда аббревиатура МФЦ вызывала недоумение у обывателей. Сейчас никому не нужно объяснять, чем полезна эта структура, по большому счету упрощающая диалог человека с государственными органами. Любой житель спешит сюда, если нужно, например, оформить дом в собственность, поменять прописку, получить дубликат потерянных документов, оформить пособия… Перечислять можно долго. Мне здесь предложили почетную должность администратора. В основном потому, что, если я вдруг начну ошибаться, опытным коллегам будет не так трудно вернуть меня на путь истинный. К тому же есть замечательный закон о персональных данных, который запрещает доступ к базе данных посторонних лиц, и обойти его никак нельзя, поэтому работа в заветных окошечках, в которых трудятся менеджеры зала, была для меня закрыта. Вначале, разумеется, стоит пояснить, чем занимается администратор в МФЦ. Как усвоила я из своего скромного однодневного опыта, главная миссия сего сотрудника заключается в регулировании людского потока. Администратор разъясняет посетителю, какие документы понадобятся для получения нужной услуги, помогает гражданам зарегистрироваться в электронной очереди или распечатать талон. Я, к сожалению, преуспела только в последнем из перечня. Да и то лишь благодаря руководителю филиала – Айане Тепуковой, которая всюду сопровождала меня, строго следила за каждым моим движением и молниеносно реагировала при возникновении даже намека на какие-то осложнения. В офисе кроме начальника трудятся ещё шесть человек, все – представительницы прекрасной половины человечества. Дружный дамский коллектив, состоящий из администратора, уже упомянутого руководителя и пятерых менеджеров, встретил меня улыбками. Нужно сказать, что в состав филиала входят еще четыре девушки, которые работают в селах Иня, Каракол, Теньга и Ело, где функционируют ТОСПы (территориально обособленные структурные подразделения). Все сотрудницы молоды, примерно одного возраста, и, может быть, поэтому в офисе царит атмосфера дружбы и доброжелательности, которая чувствуется с порога. Вглядываясь в лица посетителей, замечаю: почти каждый уходит с улыбкой. Грубить нельзя, – объясняют тем временем мои новые коллеги. – Работа в МФЦ предполагает общение с самыми разными людьми. Иногда бывает очень непросто. Но даже прямое хамство лучше игнорировать. И всё же позитивных и добрых людей намного больше. Особенно среди представителей старшего поколения. Самый спокойный месяц в году, пожалуй, январь. Самый бурный – февраль. В эту пору все идут оформлять компенсацию на оплату твердого топлива. Порой даже выкроить время для обеда не удается.
Для того чтобы даже на день стать администратором в МФЦ, требуются недюжинные знания, поэтому я скорее мешала своим новым коллегам, чем помогала, беспрестанно засыпая девушек вопросами. А им отвлекаться некогда, в МФЦ люди идут за тем, чтобы сэкономить время, и сотрудники здесь работают словно налаженный механизм. Число услуг, предоставляемых МФЦ, давно перевалило за 200. Среди самых популярных – услуги Росреестра, налоговой, Пенсионного фонда, стабильно пользуются спросом услуги по открытию КФХ, юрлица. В последнее время резко выросло число желающих оформить в МФЦ ЭЦП – электронную цифровую подпись, – рассказывает Айана Павловна.
Получается, МФЦ сопровождает человека почти на любом жизненном этапе?
Да. Когда появляется новый член семьи, нужно оформить на ребенка документы, если купил дом – зарегистрировать собственность.
И справку о смерти выдаете? – не удержавшись допытываюсь я.
И это можем, – отвечает моя собеседница и поясняет: – Если, например, кто-то потерял свидетельство о смерти близкого человека, мы по запросу сможем оформить дубликат документа.
Перечень госуслуг, предоставляемых МФЦ, которые можно получить быстро и в одном окне, постоянно растет. Например, не так давно Многофункциональный центр присоединился к проекту «Лица Победы». Он призван увековечить память обо всем военном поколении – о тех, кто сражался на фронте или трудился в тылу. Для включения истории в проект нужны фотография и биография родственника, внесшего в годы Великой Отечественной войны свой вклад в победу. В офисе МФЦ или самостоятельно с компьютера на портале проекта «Лица Победы.рф» следует пройти регистрацию, заполнить нужные поля и прикрепить отсканированную фотографию. После проверки модераторами карточка с информацией станет доступна для поиска на портале «Лица Победы» и для всех посетителей Музея Победы в Москве в специальном мультимедийном зале.
Сейчас многие обращаются в МФЦ с заявлением о признании банкротом. Наверное, это связано с рекламой, которая обещает быстро и легко избавиться от долгов. Но на самом деле эта процедура довольно долгая, занимает как минимум полгода.
В нашем офисе действует окно ОНФ. А это значит, что любой житель района через Многофункциональный центр может обратиться напрямую в Народный фронт по различным вопросам, связанным с компетенциями региональных органов власти, волонтерских и общественных организаций. Это может быть что угодно: негорящий уличный фонарь, просрочка в магазине и т.д.
Раз в месяц проводим выездное обслуживание в отдаленных селах. С транспортом помогают главы сельских поселений. Благодаря этой работе заявители с ограниченными возможностями здоровья или граждане преклонного возраста комфортно и быстро могут получить услуги рядом с домом.
Главное – кадры
Филиал МФЦ в Онгудае открылся в 2010 году, за минувшее время многое здесь изменилось. Я пришла сюда в 2013-м. Помню, как тогда был налажен рабочий процесс: здесь можно было получить всего 20 услуг. Посетителей было мало – люди еще не понимали преимуществ Центра. Все документы за получателя специалисты заполняли вручную, потом разносили по инстанциям. Теперь бумажный пакет документов из МФЦ мы предоставляем всего в два органа – паспортный стол и соцзащиту. А с остальными налажен электронный документооборот.
Кстати, каждый обратившийся в МФЦ может по пятибалльной шкале оценить качество предоставляемых государственных услуг. Оценка работы производится по нескольким критериям, таким как время предоставления, время ожидания в очереди, вежливость и компетентность сотрудников, комфортность условий в помещении и доступность информации о порядке предоставления государственных услуг. По результатам опроса уровень удовлетворенности граждан работой МФЦ села Онгудай стабильно высокий. В месяц услуги через Центр получают примерно три тысячи человек.
На базе МФЦ можно получить и платные услуги, например, оформить разные виды договоров: дарения, купли-продажи, аренды. Здесь же можно сделать копии документов, их ламинирование и т.д.
Все мои сотрудницы – фанаты своего дела, работать с ними легко. Нет таких, которые пытаются отсидеть положенные часы. Зарплата здесь небольшая, а нагрузка, наоборот, значительная. Плюс каждая несет большую личную ответственность. Ошибку в работе допустить очень легко, особенно когда есть очередь и люди спешат. А между тем от правильного оформления документов иногда зависит чья-то судьба. Наш коллектив устоявшийся, сплоченный и дружный. Каждый готов прийти на помощь другому, оказать поддержку и дать нужный совет. Чтобы поддерживать командный дух часто вместе отдыхаем: выезжаем на природу, осматриваем достопримечательности, отмечаем праздники, дни рождения.
Мне по душе моя работа, наверное, потому, что люблю общаться с людьми. Сначала было, конечно, трудно, поскольку здесь необходимо владеть большим объемом информации, хорошо разбираться в нюансах законов, но потом эта многозадачность стала даже нравиться, – рассказала одна из самых опытных сотрудников Центра Лариса Адытова.
За распечаткой талонов мне удалось поговорить и с несколькими посетителями.
Я здесь частый гость. Куда ни пойду, везде говорят: обращайтесь в МФЦ. Потеряла ИНН, здесь выдали дубликат, потом возникла потребность в загранпаспорте, тут же помогли его оформить. Надумала подарить земельный участок сыну – тоже направили сюда. Сотрудницы вежливые и отзывчивые. Всё делают быстро, грамотно отвечают на все вопросы, консультируют, – рассказала Нина Сергеевна из Онгудая.
За последний год в МФЦ обращалась дважды. Сначала оформляла в собственность дом, собрала необходимый пакет документов, принесла сюда и подала заявление. Всё сделали быстро. Потом нужно было прописаться по новому адресу, тоже помогли здесь – сообщила Надежда Николаевна из села Улита.
День клонился к закату, когда я наконец, попрощавшись со всеми, вышла из здания МФЦ. Кстати, расположен офис в самом центре села, за стенкой всегда многолюдного магазина. Весеннее солнце, прощаясь, золотило окрестности, и на сердце, как это всегда бывает после встреч с «легкими» людьми, было радостно и светло. Размышляя о своем желании примерить на себя какую-то «остросюжетную» профессию, поняла: работа, от которой захватывает дух, может быть всякой, даже неприметной на первый взгляд. Всё зависит от конкретного человека и его отношения к своей работе. Как там, в стишке из детства? Все профессии нужны, все профессии важны!