С Надеждой Петровной Буравцовой, директором турочакского пришкольного интерната, мы познакомились сразу после ее приезда из Москвы. Со своей воспитанницей Ольгой Крачнаковой она побывала на форуме Федерального общественного совета при Уполномоченном РФ по правам ребенка. Мероприятие было интересным, впечатления переполняли. Надежда Петровна много говорила о поездке, о том, насколько важна она для ребенка из глубинки, рассказывала о других своих воспитанниках. В глазах – неподдельная радость и гордость. В этот момент так захотелось заглянуть в стены пришкольного интерната, в мирок, созданный усилиями совсем небольшого коллектива взрослых и ребят, собранных из маленьких сел района.
Турочакской школе уже более ста лет, старожилы говорят, что на протяжении всего времени при ней был интернат, позволяющий получать образование детям из отдаленных сел, – рассказывает Надежда Петровна. – Я пришла сюда работать в 2003 году. Интернат располагался в маленьком деревянном доме. В 2010-м нас перевели в двухэтажное здание. Сейчас я лично составляю фотоальбомы, фиксирую исторические моменты. Конечно, хотелось бы знать больше о том, как было раньше, кто тут работал. Думаю, этим обязательно займемся.
Заведовать пришкольным интернатом Н.П. Буравцова стала в 2008 году, до этого была воспитателем. На мой вопрос о том, где родилась и училась, Надежда Петровна ответила, что родом из Майска, с детства там жила. С четвертого класса училась в Горно-Алтайске в школе №6, жила в детском доме. Об обстоятельствах, которые лишили маленькую девочку семьи, говорить не захотела. Как бы то ни было, о каждом периоде своей жизни рассказывала с благодарностью.
– После окончания педагогического института в Горно-Алтайске работала по распределению в Алтайском крае, но вернулась на малую родину. Вышла замуж. Несколько лет трудилась в Чуйкинской школе учителем, завучем, директором. Потом мы переехали в Турочак. Дочери одна за другой поступили в гимназию в Горно-Алтайске, а без мобильной связи было невозможно общаться. Подрастал сын… Райцентр все-таки предоставляет больше возможностей для образования.
– Дети педагогов обычно очень самостоятельны…
– Да, мои дочери особенно. Дети учителей привыкают, что мама всегда на работе, поэтому все сами: и уроки выучить, и поесть… Бывало, конечно, начудят что-то, например, челку себе отрежут… Но это все мелочи и опять же, как ни крути, самостоятельное решение!
– Сложно руководящие должности совмещать с семейными обязанностями? Муж вас поддерживает?
– Конечно, он всегда помогал и помогает. Особенно много забот на него свалилось, когда я директором школы в Чуйке работала. Сын совсем маленький был. Но со всем справились. Дети у меня сейчас уже взрослые, каждый уверенно идет по своему жизненному пути.
– Переехав в Турочак, вы сразу стали работать в пришкольном интернате?
– Хотела устроиться в школу, но вакансия оказалась только здесь. Недолго думая, согласилась. Работа меня очень заинтересовала. Надо было много мероприятий проводить, я это всегда любила. Даже когда появилась ставка в школе, уже не пошла. Интернат стал родным.
В этом учебном году у нас жили 19 воспитанников. Это ребята из отдаленных сел, где школы закрыты или только до девятого класса можно учиться. Были те, кого перевели родители в Турочакскую школу, так как она считается очень сильной, славится высоким уровнем знаний выпускников. Если места есть, принимаем всех желающих. Большинство воспитанников уезжают на выходные домой. Только майские ребятишки (их восемь) здесь от каникул до каникул.
Коллектив у нас дружный. Два воспитателя, столько же младших воспитателей (они с детьми ночью остаются) и я. Особое внимание уделяем режиму дня и подготовке к занятиям. Домашние задания проверяем. Учителя потом наших ребятишек хвалят. Если что-то не так с учебой, звонят мне, разбираемся. Бывали случаи, когда воспитанник уходил из интерната и на тройки, двойки скатывался. Родителей приходится уговаривать вернуть ребенка. К сожалению, платить за проживание могут не все семьи. Полная плата – 4 тысячи, льготная – 2500 рублей. Только ребята из Майска и девочка из Чуйки живут бесплатно, так как в их селах нет школ, и учиться им просто негде. Большинство родителей рады тому, что ребенок у нас живет. Здесь пятиразовое питание, школьники всегда под присмотром.
Конечно, старшим не всегда нравится режим, бывает, погулять хочется. Но мы объясняем, почему нельзя: пока дети в интернате, педагоги отвечают за их жизнь и здоровье.
– Воспитанники очень скучают по дому?
– Я не замечаю, чтобы были какие-то серьезные психологические проблемы. Здесь же и братья, сестры живут. У них общения хватает. Безусловно, всякое случается, бывает, и подерутся. Ссорятся, как правило, дети из одной семьи – старшие пытаются командовать младшими, вот вам и конфликт. Серьезных проблем нет, каждый знает, что любой вопрос можно обсудить с воспитателями, со мной и решить.
В интернате проходит много мероприятий. Мы отмечаем все праздники, проводим конкурсы, диспуты. Стараемся искать интересные воспитательные приемы. От скучных бесед давно ушли, кому они нужны?! Конечно, нововведения дети принимают не сразу. Например, чуть более года назад создали детский общественный совет. Оказалось, это открывает такие возможности! Однако о том же волонтерстве пришлось много рассказывать, объяснять. «Зачем нам это? А что за это будет?» – спрашивали ребята, когда их звали помочь пожилым и инвалидам. Мы убеждали, показывали на своем примере, и потихонечку все втянулись. Сейчас уже свои идеи предлагают.
Наши дети были волонтерами Всероссийской переписи, помогали жителям проголосовать за объекты для благоустройства, приняли участие в акциях «Посылка из дома» и «Письмо солдату». Налажена связь с соцзащитой. Собираем подарки для людей с ограниченными возможностями здоровья. К Дню Победы с пожилыми людьми провели чаепитие, показали творческие номера. Зимой ждали, когда нас позовут снег убирать, но нынче его мало было, наша помощь не понадобилась.
В пришкольном интернате созданы хорошие условия для проживания, выполнения уроков и занятий творчеством. Есть компьютеры. Комнаты не перегружены. Проблема в другом – двор большой, есть детская площадка, но нет тренажеров и зон отдыха для подростков.
– От центра мы далеко находимся, вечерами отпускать ребят не можем, а чем им на прогулке заниматься? Спортивное оборудование очень необходимо. Еще хочется залить дорожку и до конца решить проблему с окнами, из которых только половина заменена.
– Гордитесь своими выпускниками?
– Конечно! Наши дети хорошо учатся, вузы оканчивают, кто-то военную карьеру выбирает. Нас не забывают, приходят в гости. Мы отслеживаем судьбу каждого воспитанника. Я вижу, как удачно складывается судьба у тех, кто без интерната и учебы в Турочаке просто бы школу не окончил. Душа болит за каждого. Все наши дети знают, что мы за них переживаем. Формально относиться к работе в интернате не получится. На большой период времени он становится ребятам вторым домом. Воспитатели наставляют, советуют, помогают определиться с профессией. Заменить семью мы, конечно, даже не стараемся, просто хотим, чтобы, живя в интернате, наши дети были единым целым, стояли друг за друга. Ощущение надежного плеча рядом должно быть всегда и у каждого!
Наталья Котенко
Фото из архива пришкольного интерната