Творческие ипостаси Евгения Папитова

281

Заслуженный артист Республики Алтай Евгений Папитов – актер Национального драматического театра имени П.В. Кучияка, щедро одаренный талантом. Роли Евгения Васильевича всегда привлекают внимание, будь то небольшой эпизод или воплощение образа главного героя. Надо сказать, сыграл он в нашем театре уже более 70 ролей.

С ним любили работать многие режиссеры – не только наши, но и из других российских регионов – такие как А. Смоляк, Н. Эджибия, В. Пинчук, А. Борисов, С. Потапов, которые ставили спектакли в нашем театре. К его юбилею нашим земляком актером и режиссером А. Мамадаковым был поставлен спектакль «Лодочник».

Надо отметить, он сразу же привлек к себе внимание в 1980 году на творческом конкурсе при наборе студийцев на актерский факультет в Красноярский институт искусства. Режиссер Ефим Гельфанд, набиравший курс, не мог глаз оторвать от Жени, который демонстрировал этюд «Ремонт машины». Ефим Львович тогда сказал: «Мальчик будет талантливым актером, посмотрите, какая пластика, какая выразительная мимика! Обязательно берем!»

И Женя поступил, но, проучившись в институте год, вынужден был оставить учебу: забрали в армию. Без него выпускники алтайской студии института, окончив обучение и показав свои дипломные спектакли в Горно-Алтайске, приехали на работу в театр. А Женя, отслужив в армии, продолжил учебу. Он благодарен своим педагогам по мастерству: народному артисту РФ А. Возчикову, педагогу по сценической речи Г.М. Бражниковой. А Ефим Львович Гельфанд всегда следил за учебой Жени и приходил на все показы по мастерству.

После окончания института в 1988 году Евгений Папитов начал свою творческую деятельность в Национальном театре драмы и до сих пор работает там. Его первые работы, как и полагается у начинающих актеров, были эпизодическими: среди них главный герой в «Сыне полка» В. Катаева, пес Фактор в пьесе «И никаких японцев» Ю. Рытхэу, следователь Шулеми в спектакле «Туба» Л. Кокышева. За последнюю роль он был удостоен звания лауреата за лучшую роль второго плана на Региональном фестивале национальных театров Сибири в Кызыле в 1990 г. Актер привлек внимание зрителей и жюри своим пластическим решением образа. Слов у героя Папитова было немного, но его отрывистая, чуть визгливая речь, походка строго по линеечке, резкие жесты, пластика движений, выразительная мимика надолго остались в памяти зрителей.

Евгений Васильевич, как многие начинающие актеры, сыграл множество разноплановых эпизодических ролей, начиная от зайчика и Маугли в «Маугли» Р. Киплинга до трагического Jурамая в «Ченелтелу чак» А. Адарова. Обладая яркой, интересной индивидуальностью, он без видимых усилий создавал разные характеры: острокомедийные, сатирические, драматические.

В середине 90-х резко изменилась театральная ситуация во всей стране. Спектаклей ставилось мало, снизились до минимума гастроли театра по районам республики. Но в каждой роли, которую в эти годы сыграл актер, он создавал незабываемый образ. В народной трагедии «Материнское поле» Ч. Айтматова режиссера В. Пинчука он сыграл среднего сына Масалбека, немногословного, скромного. Эпизодов совсем немного, самый большой из них – письмо Масалбека матери и родным, присланное с фронта. Письмо читает сам Масалбек – Е. Папитов. Он декламировал сдержанно, лаконично передав эмоциональное состояние героя, его благородство, мужество, решимость и одновременно трагичность судьбы.

В спектакле «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, поставленном В. Пинчуком, он сыграл сэра Эгюйчика. Это был настоящий фейерверк актерской импровизации, выразительной пластики и мимики. Какой разный был сэр Эгюйчик: от горделиво выступающего, оглядывающегося на сэра Тоби и его окружение, заискивающе ищущего взгляда графини Оливии до трусливо отступающего в дуэли с мнимым Себастьяном – Виолой. Как менялись его мимика и пластика! В его игре смешивались гротесковые, комедийные, драматические краски. Он был так интересен и известен в этой роли, что возле общежития, где он жил, мальчишки бежали за ним по улице, передразнивая его пластику и мимику. Содружество с В. Пинчуком было плодотворным. В другом поставленном этим режиссером спектакле «И взойдет твоя заря» по произведению К. Кошева, который рассказывал о сложных взаимоотношениях телеутских племен и русских, он сыграл сложную психологическую роль Мамыта, соратника князя Табына. Мамыт – Папитов ненавидит Балыка Кожинова за то, что тот старается вывести свой народ на новую дорогу жизни, но Мамыту этого не нужно: «Будем жить как прежде жили, и не надо нам другого». Он не очень старается скрыть свое отношение, прорывающееся через маску безразличия. В последней встрече с Балыком на томской ярмарке он выглядит очень довольным: сумел выгодно для себя продать и приобрести необходимое, но все это довольство быстро слетает с его лица при встрече с Балыком: ненависть сквозит в его движениях, жестах и глазах, его он считает своим врагом. Он даже приподнимается на цыпочки, чтобы внимательно взглянуть в глаза своего недруга и выразить свое отношение. Придет время, и он не пожалеет стойбище Балыка. В этой роли актер убедителен, достоверен, психологически точен.

За годы работы в театре он сыграл свыше 70 разноплановых ролей, в которых проявил блестящее комедийное и драматическое дарование, умение создавать яркие характеры, выразительность пластического решения с проникновением в характер любого героя. Обладая мастерством импровизации и выразительной игрой, создал яркие образы. На грани гротеска и психологизма балансирует его персонаж правитель Тиссаферн в спектакле «Забыть Герострата». Он смешон, обаятелен в своем эгоизме, могуществен, но одновременно безволен и жалок в любви к амбициозной красавице жене, ради которой идет на преступление. Актер был виртуозен в воплощении различных качеств своего героя.

Другой его персонаж – свободолюбивый, талантливый Эзоп в одноименном спектакле Г. Фигейредо режиссера Н. Паштакова – отличается особой выразительной сдержанностью, лаконичными красками психологического поведения, трагизмом. У актера был сдержанный пластический рисунок роли, подчеркнутый интонациями голоса. Он раскрывал достоинство и страдания творческого человека, попавшего в зависимость от никчемной личности, его жажду свободы, побеждающую даже его любовь.

Актер сыграл трогательно старого преданного Фирса («Вишневый сад» А. Чехова), мужественного старшину Васкова («А зори здесь тихие» Б. Васильева) и другие роли. Он умеет держать точность и остроту сценического рисунка, выпуклость и определенность характера.

в своем творчестве актер развивает традиции народных комиков, сочетая их с мастерством профессионального искусства. Его игра пронизана национальным колоритом, жанровыми красками: гротеском, выразительной пластикой и мимикой, особенно проявляющимися в образах алтайских персонажей: трагического Jурамая («Ченелтелу чак» А. Адарова), Чоло («Козуйке и Байан» А. Юданова), светлого мальчика Кун-уула («Кун-уул» А. Юданова), помощника нечистой силы Алдачи («Чорчок» А. Мамадакова). Он одинаково заметен как в центральных, так и в эпизодических ролях, потому что даже в эпизоде может подробно рассказать о характере своего персонажа.

Е. Папитов сыграл юродивого Дивану в спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима, поставленном после долгого перерыва режиссером Э. Иришевой. В постановке прозвучали темы мужества человеческого духа, сопротивления сложившимся обстоятельствам и зла, которое входит в души незаметно. Дивана в исполнении Папитова – юродивый с душой ребенка, доверчивый, простодушный, но при этом видящий окружающий мир как провидец. Другой характер актер создал в спектакле «Туба» Л. Кокышева, воплотив образ кама-шамана Солоны. Такой тихий улыбчивый человечек, который знает, что ему надо. Он может, светло улыбаясь, столкнуть Тубу в речку, чтобы забрать его орехи. Евгений Васильевич в этой роли использует другую палитру красок – акварельные, легкие и светлые. Артист тонко и глубоко чувствует своих героев, раскрывая их характеры, стремится к законченности формы, что вызывает живой отклик у зрителей.

В спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони он создал образ нищего аристократа, старающегося выглядеть в глазах окружающих человеком с изысканным вкусом и гурманом, но за этим скрывается вторая натура персонажа – завистливого, мелочного, жадного, глупого. Актер был гротесково достоверен, создавая своего героя. А вот для Тастаракая из спектакля-эпоса «Маадай-Кара» он нашел своеобразный внешний рисунок, походку, мимику лица. Смешной человек в рваной одежде шумно и весело выбегает к богатырю Маадай-Кара с радостной вестью о рождении сына. Он так и светится радостью, сияют его глаза, все его лицо, вся его сгорбленная фигура выражают радость. Он бегает, подпрыгивая, вокруг богатыря. Актер создает своего героя как человека с верным, любящим сердцем, что контрастирует с его внешним видом. Ему доверяет спасение своего сына постаревший Маадай-Кара, и тот бережно уносит ребенка в горы, к хозяйке тайги, спасая его. Актер достоверно создает своего героя, который является комедийным, не комикуя, в духе эпического сказания. Это говорит о большом мастерстве актера, который понимает природу спектакля. В другом спектакле «Убить бы мне голод» Б. Укачина он воплотил комедийный образ старого конника из Буденновской дивизии, который, рассказывая о своей службе, демонстрирует кавалерийский шаг и военную выправку. Это представление было разыграно так интересно, образ получился очень колоритным. Актер сыграл комедийного героя абсолютно серьезно и остался в памяти зрителей в шапке-кубанке и сапогах со своей кавалерийской выправкой.

Актер сыграл множество персонажей, раскрыв их характеры. Каждый его герой – человек со своим внутренним миром, со своими радостями, горестями и проблемами. И все это складывается в образ народа, жившего ранее и живущего ныне.

Он сделал многое для развития театрального искусства, актерского мастерства, его роли – биография театра. В 2005 г. ему присвоили почетное звание заслуженного артиста Республики Алтай. В 2008 г. он был награжден Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Он участвовал в Сибирском региональном театральном фестивале в 1990 г., получив премию за роль Шулеми в спектакле «Туба» Л. Кокышева, его творчество отмечено ежегодной Премией Правительства РА в области театрального искусства.

Е.В. Папитов – дважды лауреат конкурса «Дьаркынду дьылдыс» («Блистающая звезда») Алтайского республиканского отделения Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РА – за лучшую мужскую роль второго плана в 2009 г. и лучшую патриотическую роль в 2011 г.

С созданием Алтайского республиканского отделения СТД РФ он был избран в его правление, где 18 лет отвечал за творческую деятельность и сделал очень многое для пропаганды работы отделения и развития театрального искусства: помогал проводить творческие вечера «Лицом к лицу», юбилеи актеров, встречи со зрителями, концерты и другие мероприятия. Он скромен, пользуется уважением своих зрителей и товарищей по работе. В этом году заслуженный артист РА Е.В. Папитов отмечает свое 60-летие. Успехов ему в дальнейшей жизни и творчестве!

С.Н. Тарбанакова,

кандидат

искусствоведения

цукаываываываыва