В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.
“Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас”, – сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Декан факультета Горно-Алтайского Государственного университета Сурна САРБАШЕВА полностью солидарна с ректором МГУ. По ее мнению, 4 года обучения в бакалавриате, 2 года в магистратуре и 3 года в аспирантуре – слишком долгий путь для будущих научных сотрудников. За это время, по словам кандидата филологических наук, теряется часть ценных кадров.
«Обучение продолжительностью 5 лет при получении двойного профиля одного направления подготовки вполне логичной, так как 4 лет вместе с практиками обычно недостаточно для выпуска специалиста, готового к трудовой деятельности», – подчеркнула Сурна Сарбашева.
Директор Горно-Алтайского педагогического колледжа Ольга ОБЛЕЦОВА считает, что у любой системы есть свои плюсы и минусы.
«Я основываюсь на своем многолетнем педагогическом опыте. На сегодня большее количество выпускников получают образование бакалавра, которое не имеет ограничений для работы по выбранной специальности. Учитывая, что срок обучения всего 4 года, это дает возможность быстрее приступить к работе и осваивать профессиональные навыки. Магистратура же — это личное дело выпускника. Если он желает получить больший объем научных знаний, расширить свой исследовательский потенциал, сменить направление ранее освоенной профессиональной деятельности, то он продолжает обучение в магистратуре. И это решение выпускник принимает либо сразу после окончания бакалавриата, либо спустя какое-то время. Диплом бакалавра не является препятствием для трудоустройства.
Как руководитель, я часто выступаю инициатором обучения своих педагогов в магистратуре. Это связано с высокой потребностью обновления педагогических знаний, расширения их компетенций в области инклюзивного образования, информационно-коммуникационных технологий, языковой подготовки и др. Для более быстрой системы совершенствования я рекомендую педагогам программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Так что решение вопроса «Магистратура или бакалавриат?» зависит от выбранной профессиональной траектории и карьерного развития специалиста», – отмечает Ольга Облецова.
Анна ПЬЯНКОВА, член Общественной палаты Республики Алтай, digital-эксперт считает, что специалитет, так и остался престижным и актуальным для большинства российских выпускников.
«Даже во время активного включения в системную Болонского процесса отношение к специалитету в стране оставалось очень уважительным.
Неразрывность образовательного процесса в рамках одного цикла даёт возможность студентам погрузиться в атмосферу глубокого исследования материала, позволит подготовиться к аспирантуре.
Важно понимать, что изменения в образовательной среде назрели не только с изменением отношения к форме обучения, но и в целом современные технологии, скорость диктует принципиально новые подходы к получению образования и важно адаптировать к этому и академическую среду».
Фото: www.teleport2001.ru