Старейшему охотоведу Горного Алтая Генриху Собанскому — 95!

Дата:

Он родился на Южном Урале, в деревне у подножия невысоких, но очень красивых Ильменских гор. Свою любовь Надежду, выросшую в Подмосковье, встретил в Башкирии, в заповеднике. Этим летом исполнилось 60 лет их дружной семье. Генрих Генрихович долгое время трудился в Биологическом институте Сибирского отделения Академии наук СССР, затем в Алтайском заповеднике, Надежда Степановна преподавала биологию в местной школе. Оба давно на заслуженном отдыхе. Оба – из особой породы людей, рядом с которыми тепло и надежно, рядом с которыми не просто находишься – многому учишься.

Известный биолог и охотовед, исследователь млекопитающих Горного Алтая кандидат наук Генрих Собанский 2 октября отметил свое 95-летие. Он родился в Соликамске Пермской области старшим из четверых детей. Отец – поляк родом из Варшавы, мама – русская учительница.

– В годы моей учебы в школе с первого по девятый класс мы жили в деревне Непряхино Челябинской области, где был золотой прииск. Отец работал электриком, мать преподавала в младших классах, обычно в две смены, – вспоминал Генрих Генрихович в одном из интервью. – Зарабатывали родители мало и, хотя держали хозяйство – корову, овечек, кур и гусей, имели огород, – жили бедно и трудно. Но о детстве сохранились хорошие воспоминания. Летом много времени проводили на озере – купались, рыбачили. С компаниями сверстников за ягодами, грибами, с удочками пробирались в окрестности поселка, в далекие, еще незнакомые урочища. Так начиналось мое увлечение природой.

В 1943-м, по окончании восьмого класса Генрих работал в поисковой партии – искали золото: лопатой и кайлом по 12 часов рыли канавы и шурфы. С января 1944-го, не бросая школы, трудился в шахте, а в августе того же года его, которому не было и 17 лет, призвали в армию. Девять лет, из них восемь срочной службы, сержант Собанский отдал авиации (Магнитогорск, Рига, в том числе борьба с «лесными братьями», Монголия, Камчатка, Архангельск, Красноярск). Будучи по военной специальности механиком самолетов Як (окончил Ленинградские авиационно-технические курсы, находившиеся сначала в эвакуации в Магнитогорске, а с мая 1945-го – в Латвии), долгое время он укладывал парашюты в 151-й аэрофотосъемочной эскадрилье.

Каждое лето личный состав части вылетал и выезжал в дальние, часто совсем глухие уголки, поближе к районам фотосъёмки. Жили в палаточных лагерях близ полевых аэродромов. В свободное время Генрих охотился или рыбачил (потом кормил добычей сослуживцев), наблюдал за водившимися в тех местах животными. За это время экстерном сдал экзамены за десятый класс, заочно окончил четыре курса Московского пушно-мехового института (когда этот успешный вуз ликвидировали, доучивался в Иркутском сельхозинституте). С красным дипломом и специальностью биолога-охотоведа остался в Красноярске главным охотоведом Крайохотуправления. За пять лет работы побывал почти во всех 60 районах края – от Шушенского до Диксона: знакомился с охотничьими делами, проверял заготконторы, боролся с браконьерами, будучи экспертом-судьей, проводил выводки (племенные смотры) и испытания лаек. Из Горного Алтая привез для акклиматизации партию американских норок…

Ему хотелось быть еще ближе к природе, а потому в 1958-м перевелся в Башкирский заповедник. Работая в должности старшего научного сотрудника, занимался инвентаризацией фауны, итогами выпуска на Урале алтайских маралов. Тем временем в Башкирию приехала выпускница МГУ научный сотрудник Надежда Мельникова.

Ну как было не влюбиться? Молодой парень с шапкой волнистых волос, со стремительной походкой, знающий и умеющий все на свете: и с лошадьми управиться, и костер развести, и договориться с местными жителями… Будучи немногословным, Генрих выражал свои мысли четко и ясно, – вспоминает она о том времени.

Генрих тоже сразу заприметил высокую статную Надю – не просто красавицу, а умницу, способную поддержать любой разговор и никогда не жалующуюся ни на мошку, ни на другие трудности экспедиционной жизни.

Когда Генриху пришлось вернуться в Красноярск, а Надя уехала в Воронеж, они стали переписываться. Несколько раз увиделись в Москве в главке и поняли, что случайные эти встречи вовсе не случайны.

Вновь встретились в 1962-м уже в Горном Алтае. Генрих незадолго до этого прибыл в Кедроград, который в Уймене начинали строить выпускники Ленинградской лесотехнической академии, Надя, несмотря на протесты родственников, отправилась к нему.

В 1964-м его пригласили заведовать Телецким стационаром Биологического института СО АН СССР – подразделение было создано после ликвидации в 1961 году Алтайского заповедника и находилось сначала в Яйлю, позже его перенесли «ближе к цивилизации», расположив в километре от Артыбаша. Помимо собственно научной работы Собанскому как руководителю постоянно нужно было что-то, в том числе для переноса стационара, утрясать и согласовывать, кого-то приглашать и уговаривать, с кем-то спорить и доказывать. Зато подразделение пользовалось популярностью у биологов и представителей смежных наук не только Сибири, но и всего Союза. Сюда на практику, семинары, совещания приезжали студенты и ученые из Москвы, Киева и других городов огромной страны…

Продолжение читайте в статье «Защитник природы» (газета «Звезда Алтая», №39 от 5 октября, стр. 14).

Галина МИРОНОВА
Фото из архива Г.Г. Собанского

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Манжерок» стал площадкой для съемок детского трэвел-сериала

Алтайский курорт привлек внимание юных кинематографистов. В досуговом центре...

На смену курортному сбору

С 1 января 2025 года в России начнет действовать...

Завершилось обучение самозанятых по профессии «Кондитер»

14  ноября в Горно-Алтайске завершилось проведение обучающего курса по...

«Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

«Ростелеком» запустил специальную акцию «Навсегда»: клиенты могут подключить все...