В ближайшее время меры социальной поддержки гражданам будут предоставляться в единых клиентских службах в режиме одного окна. С 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединят в Социальный фонд России
О том, как будет работать структура Соцфонда, как совместят офисы ПФР и ФСС, что изменится для получателей выплат и для работодателей, нам подробно рассказала в интервью управляющая Государственным учреждением – Отделением ПФР по Республике Алтай Ольга Каташева.
– Ольга Борисовна, каких преобразований ожидает ваша служба в связи с объединением двух крупных фондов страны? Придется ли сокращать штатную численность работников?
– В рамках цифровизации деятельности социальной сферы давно стоял вопрос о создании одного окна, куда граждане смогут подать заявление на получение услуги, например пенсии или пособия, имея на руках только паспорт и не посещая другие организации. До настоящего времени социальные выплаты осуществляли Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В нынешнем году вышел Федеральный закон от 14.07.2022 №236 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», которым упрощено получение мер социальной поддержки. Пенсии, пособия, материнский капитал, больничные и другие выплаты с нового года можно будет оформить в режиме одного окна.
Объединенная структура коротко называется Социальный фонд России. Мы уже получили документ об утверждении Положения «Об отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Алтай», в соответствии с которым на территории субъекта создается региональное отделение Социального фонда.
Нашими организациями в течение полугода проводятся различные мероприятия по объединению. Хочу сразу заметить: у нас не будет сокращения штатов. Правительством поставлена задача максимально сохранить рабочие места, чтобы не ухудшить социальное положение сотрудников.
Напомню: раньше в каждом из 11 муниципальных образований свою деятельность осуществляли управления ОПФР по РА, а в Горно-Алтайске – Отделение ПФР по РА, то есть всего действовало 12 юрлиц. В прошлом году мы провели укрупнение головной структуры и реорганизовались в одно юридическое лицо. Бухгалтерии и кадровые службы управлений были централизованы. В качестве структурных подразделений на месте управлений в районных центрах были сформированы офисы клиентского обслуживания населения.
– Насколько ещё необходимы данные клиентские офисы, ведь многие услуги сегодня можно получать не выходя из дома, с помощью интернета?
– Наличие Пенсионного фонда в каждом районе было сохранено принципиально. Мы, конечно, стремимся к информатизации и цифровизации, но физическое присутствие, особенно в сельской местности, все равно необходимо.
– Верно, что в клиентских офисах теперь вместе будут работать специалисты и ПФР, и ФСС?
– Да. Мы уже объединили сотрудников Соцстраха с работниками Пенсионного фонда, запустив пилотный проект в пяти районах – Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Чемальском и Шебалинском. В данных муниципальных образованиях оказываем государственные услуги уже объединенным составом специалистов. С 1 июня в ПФР можно было получить услугу по приобретению средств технической реабилитации и по санаторно-курортному лечению, в ФСС – по замене доставщика и получению справки предпенсионера.
С 1 января на полноценную объединенную работу перейдут Кош-Агачский район и Горно-Алтайск. В остальных районах Фонд социального страхования не был представлен, поэтому местные жители обращались в многофункциональные центры. С Нового года в пределах численности сотрудников, которая там имелась у ОПФР, мы будет оказывать эти государственные услуги. Таким образом, решится задача присутствия Социального фонда в каждом муниципалиьном образовании.
– Какие ещё изменения ждут получателей социальных выплат в связи с объединением фондов?
– Перечень предоставляемых услуг сохранится. Обращаться за получением мер социальной поддержки можно будет лично в единые офисы клиентского обслуживания Социального фонда России в муниципальных образованиях по тем же адресам, а также в МФЦ или подавать заявления онлайн на портале gosuslugi.ru.
Сейчас для получения мер поддержки по одной и той же жизненной ситуации нужно обращаться в оба фонда – следует либо обойти несколько учреждений, либо провести необходимые операции в личных кабинетах на разных сайтах фондов. Например, в случае установления инвалидности человек обращается за назначением пенсии в ПФР, а за получением технических средств реабилитации – в ФСС. При рождении ребенка Пенсионный фонд назначает материнский капитал, а Фонд соцстрахования – пособие по уходу за ребенком.
Если раньше нужно было писать несколько заявлений в разные инстанции для получения комплекса мер поддержки, то после объединения фондов гражданину будет необходимо заполнить один комплексный запрос и получить полный перечень полагающихся ему мер поддержки – в онлайн-формате или в клиентской службе.
– Получается, что для граждан процедура получения мер соцподдержки станет проще и быстрее. А для работодателей будут ли новшества?
– Да, будут. Как известно, все работодатели проходят обязательную регистрацию в ПФР и ФСС, после чего представляют отчетность о своих работниках, об их заработке, уплачивают страховые взносы, которые они сами «расщепляют»: сколько-то процентов в ПФР, сколько-то – в ФСС и ОМС. С Нового года в Фонде пенсионного и социального страхования вводится единый тариф в размере 30% для уплаты страховых взносов основными работодателями (льготы по страховым взносам после введения единого тарифа сохранятся, но существующие 15 категорий плательщиков, для которых введены пониженные тарифы, будут подразделены на три льготные группы). На уровне Федерального казначейства полученная от работодателя сумма будет распределена в следующей пропорции: 72,8% – на пенсионное, 18,3% – на медицинское, 8,9% – на обязательное социальное страхование.
То есть работодатель будет ежемесячно формировать всего одно платежное поручение и сдавать отчетность по единой форме в определенную дату – 25-го числа каждого месяца. Это в три раза сократит количество показателей в отчете по страховым взносам, сдаваемом в налоговые органы. По прогнозам, риск бухгалтерских ошибок, особенно в небольших организациях, где должность бухгалтера совмещенная, также будет минимизирован.
Другое нововведение коснется граждан, занятых по договорам ГПХ. Теперь и они смогут уйти в оплачиваемый отпуск по беременности и родам и на больничный лист. В настоящее время круг застрахованных лиц в ПФР и ФСС различается. Так, наемные работники имеют неравные страховые гарантии: люди, занятые по гражданско-правовым договорам, не могут получать выплаты по больничным и в связи с материнством. С 2023 года планируется ввести единый круг застрахованных лиц, и данная проблема будет решена.
Сейчас наши специалисты по персонифицированному учету застрахованных лиц и страхователей выезжают в муниципалитеты, где проводят встречи со всеми работодателями, в том числе с предпринимателями, и подробно рассказывают обо всех грядущих новшествах.
– Насколько технически сложна вся эта большая задача по объединению фондов?
– Пока мы будем работать в пределах своих программных комплексов. Специализированные программы ПФР и ФСС мощные, и единовременно их слить не получится. На сегодня мы имеем возможность получать всю необходимую информацию по Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Гражданам не нужно собирать справки, чтобы подтвердить трудовой стаж, рождение или смерть детей, лишение родительских прав, наличие недвижимого имущества или транспорта для начисления пенсии или пособия.
В целом планируется, как вы знаете, создание единой цифровой платформы, где будут представлены все уровни органов власти.
– А что станет с офисными зданиями в муниципальных образованиях, которые занимали отделения ПФР и ФСС?
– Как я уже говорила, сохранение клиентских служб, где ведется прием граждан, очень серьезное решение. Как бы ни были удобны цифровые сервисы, для многих людей важна возможность задать свой вопрос лично и получить ответ непосредственно от того человека, который отвечает за назначение услуги.
В районах республики, кроме Шебалинского, все здания Пенсионного фонда находились в оперативном управлении Отделения. Фонд соцстрахования арендовал помещения, поэтому его сотрудники пересели к нам.
Помимо этого в каждом офисе мы будем создавать Центры общения старшего поколения. В настоящее время готовим к открытию такой Центр в Чое. Там планируется проведение разных социально значимых востребованных мероприятий с привлечением представителей органов власти, специалистов учреждений и общественных организаций, таких как уроки финансовой и компьютерной грамотности, сбор помощи нуждающимся, мастер-классы, программы по сохранению здоровья и тому подобное. Попутно здесь любой гражданин, участвующий в этих мероприятиях, будет иметь возможность получить консультации по социальным гарантиям и т.д. Полученный опыт будем масштабировать по всей территории региона.
– Думаю, эта хорошая идея поспособствует снижению социальной напряженности и окажется еще одним методом помощи людям, желающим разобраться в своих жизненных ситуациях. Но ведь это дополнительная нагрузка для ваших работников, тем более что сейчас добавились операции по назначению выплат в связи с частичной мобилизацией граждан в зону СВО…
– Да, деятельность Центров общения будет проходить на материально-технической базе Социального фонда, а организация мероприятий станет еще одной функцией наших сотрудников.
Как сообщалось, из Республики Алтай были мобилизованы более 300 человек. Специалисты Фонда проводили работу по уточнению перечня военнослужащих, которые имеют статус ветеранов боевых действий. Чтобы деньги ушли адресно, помогали Министерству труда РА с наведением порядка в персональных данных граждан, которым по распоряжению Главы Республики Алтай были назначены выплаты в размере 100 тысяч рублей в связи с мобилизацией.
На сегодня перед нами поставлена задача взять под свой контроль семьи мобилизованных в районах для оказания им необходимой поддержки. Если в этих семьях воспитываются дети в возрасте от 8 до 17 лет (с 1 января – от 0 до 18 лет), то они имеют право на получение социальной выплаты. Чтобы мамы были вовремя проинформированы и получили деньги, наши специалисты должны их обзвонить или прийти к ним, проконсультировать и помочь с оформлением.
Пенсионное законодательство не стоит на месте. Для начисления пенсии в трудовой стаж теперь включен и период привлечения человека в зону СВО по частичной мобилизации. Сейчас выплаты, осуществляемые в связи с мобилизацией граждан, не входят в расчет среднедушевого дохода семьи для получения пособий. Таким гражданам размер детского пособия начисляется по упрощенному варианту.
Кроме того, сами сотрудники Пенсионного фонда тоже активно участвуют в поддержке наших военнослужащих в зоне СВО. С каждой зарплаты работники перечисляют в Общероссийский народный фронт определенную сумму, собирают посылки.
Из Пенсионного фонда России поступило обращение о наборе желающих помочь наладить работу коллегам на территории четырех новых регионов страны, где уже создали Социальный фонд России. Там необходимо настраивать всю систему регистрации страхователей, граждан в соответствии с российскими законами. Четыре наших сотрудника подали такие заявления, и они могут быть направлены туда в служебную командировку после рассмотрения их кандидатур в Москве.
– Ольга Борисовна, спасибо за интересную беседу. До новых встреч!
– Спасибо вам! Пользуясь случаем, позвольте поздравить всех коллег с Днем образования Пенсионного фонда России, который в нашей стране отмечают 22 декабря. В этом году Фонду исполнилось 32 года. За это время в нем сформировалась большая команда высокопрофессиональных специалистов, ответственных и неравнодушных. Желаю нашим ветеранам и работникам крепкого здоровья, счастья, удачи и мирного неба!
Беседу записала Наталия Манышева