Гордость берет за наших. Интервью с Иваном Южаковым о поездке в зону СВО

Дата:

– А что об этом говорить? Позвали, поехал. Надо помочь.

– Кто позвал?

– Володя Свиридов. Раз с ним съездили, потом два раза сам, сейчас снова собираюсь.
Вот так обыденно начался наш разговор с иогачским предпринимателем Иваном Южаковым о его поездках в зону СВО. Иван Валерьевич, напомним, тот самый человек, что десять лет назад восстановил и вывел на воду легендарный «Пионер Алтая».

Но сейчас речь не об этом.
Дальше – выдержки из нашей довольно длительной беседы о его гуманитарной деятельности.

– Гордость берет за село, за район, за республику! Мы только выезжаем из Луганска, кто-то из наших людей уже туда въезжает. И наоборот. Еще кто-то там в это время находится. Поток постоянный. Достойно люди работают! Не для галочки, не для пиара: они реально пашут – что руководители, что простые горожане и сельчане.

Мы отрабатываем направление 35-й бригады (35-я отдельная гвардейская мотострелковая Волгоградско-Киевская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова 2-й степени бригада, пункт постоянной дислокации – Алейск Алтайского края). В ней служат много наших мобилизованных.

Я сборы не организую, просто односельчанам говорю: вы определите, кому и что конкретно нужно, и купите. Предварительно созвонитесь со своими ребятами, посоветуйтесь с более опытными солдатами. Как правило, необходимы тепловизионные прицелы, какие-то вещи, что-то из медпрепаратов, каски, шлемы кевларовые (есть штатные, но они тяжеловаты, всегда можно найти что-то лучше) – то, что спасет жизнь. Люди собирают, я от себя покупаю что-то, все вместе везу.

Не все могут помогать в больших объемах. Но когда скидывают по несколько сотен с пенсии или зарплаты плюс принимают участие предприниматели, сельские, районные и республиканские депутаты, набирается определенная сумма.

Конечно, и сам звоню кому-то. В основном охотно откликаются. Бывают иногда исключения – вроде могут помочь, вроде внешне с патриотическими настроениями, но у них «совсем нет денег». Но таких вот «бедных» единицы.

С миру по нитке

Большинство, наоборот, готовы помогать из последних сил. Вот говорит один: «У меня есть «Нива», давай отдам». Другой земляк предлагает единственный его уазик отправить. Я им: «Притормозите. Пока есть деньги – люди собрали. Вот есть такой-то счет, ты скинь сколько можешь, люди купят в Подмосковье или где-то еще, поближе, а твоя старенькая машина пусть у тебя пока». Вот так с миру по нитке и набирается. В прошлую поездку 90 тысяч собрали в Турочаке, 270 – в Артыбаше и Иогаче, я на 700 тысяч купил. Перед этим прицелов увез на миллион двести. А буквально вчера Толя Кучуков купил для штурмовиков ДТК (глушители для автоматов) на 200 тысяч.

Стараемся «упаковать» наших бойцов как можно лучше. Возможности, конечно, небезграничны, но мы же зарабатываем. Именно в таких ситуациях осознаешь, зачем людям деньги: когда понимаешь, что твой шлем или тепловизор спасет чью-то жизнь, вопросов не возникает.

Мы ведь едем к тем, с кем лично знакомы с детства, а если и не с ними самими, то с мамами или тещами, сестрами или дедами. Часто не знаешь этого заранее, но все равно потом выясняется, что люди близкие, даже если в пределах республики живем далеко.

Когда там находишься, прикидываешь уже на следующую поездку. Вот эти ребята пока в бой не идут – привезу им это и это, чтобы быт в тылу обеспечить (бензопилу, например, медикаменты; печку, к слову, договорился, чтобы в Луганске сварили). А вот тем, кто на передовой, стараешься все выгрузить по максимуму.

Штурмовиков вот «упаковали». В отряде «Шторм» наших много. У них уже два десятка орденов «За отвагу» (есть, к сожалению, и потери – пять дней подряд бои были, среди погибших Коля Пыжанкин – наш, иогачский). Трое из тех, кто удостоен награды, – из Турочакского района: Коля Федоров, Коля Гусев и Макс Чалбин, он из Иогача – рядом с теплоходом кафе «Кораблик», знаете? Вот как я ему не помогу?

Они не знали, что Горный – это круто!

Максим и ребята, что с ним воюют, рассказывали: благодаря тепловизорам ночью увидели, как на них ползут. По рациям слышали, как пренебрежительно вэсэушники о них говорили. Они же не знали, что эти мобилизованные – с Горного Алтая. Сидят, смотрят на врага, как на солонцы, когда идет много-много «светлячков». Дали жару, те сразу их зауважали, подумали, что это спецназ. Потом пять дней наших ребят, взяв в полукольцо, крыли таким «уважением», не высказать! Но благодаря «теплякам» парни видели их диверсионные группы и были готовы встретить.

В бригаде есть и конкретно наши земляки, и другие пацаны, которые также бьются. Когда даешь своим, например, каски, тут же смотришь, кому еще рядом нужно, в следующий раз везешь с запасом.

Вот бронежилетов пока не закупали – Минобороны их разбирает быстро, очередь «до самого Петербурга». У штатных броников хороший класс защиты, но они очень тяжелые. Нужен кевлар, тоже высокого класса.

Многие ребята, которые там, сначала как бы нехотя общаются, как будто не желают перед земляками предстать в таком виде, прямо из окопа. Но приезжаешь, находишь их, и на глазах они оттаивают. И ждут уже. Я езжу c замполитом, «Степь» позывной, с Тальменки родом. Он там сопровождает всех гуманитарщиков. Говорит: вижу, что братские отношения.

Едут КамАЗы, «под пули не лезут»

Доехал до передовой. Посмотрел, как простые ребята делают сложную работу. Для них это со временем становится обыденным: корректировка, огонь, необходимость окопаться, другие «нюансы». В определенные моменты каждый проявляет себя по-настоящему. Кто-то станет героем, кто-то наоборот. Но трусов мы не видим, их не награждают (а надо бы специальный «орден», чтобы после было понятно, кто есть кто, чтобы не изображали из себя недооцененных героев). Люди туда попадают разные, именно поэтому ценность героев в разы выше.

Вот один из героических примеров. Есть в 35-й бригаде служба заправки. Казалось бы: ну что такого, ездят КамАЗы, заправляют технику, под пули не лезут. Но когда были бои под Черниговом, наша топливная колонна ушла не просто на передовую, а за нее, туда, где наши единичные танки стояли без солярки. Подвезли бойцам не только топливо (заливали не одним лишь алтайским, а всем, кто там был), но и снаряды. Пару машин у них при этом сожгли, но благодаря заправщикам ребята, когда их крыли со всех сторон, смогли выйти с меньшими потерями.

Воюют все хорошо, но особенно – Сибирь, а в ней – Горный Алтай! «Степь» помимо всего еще и психолог, так вот, он говорит про наших ребят: «Я вижу бойцов. Вот эти, ваши, – как будто не мобилизованные вовсе, а добровольцы. У них глаза и повадки воинов. Уже потери были, они битые, но не сломленные».

И гуманитарщики наши лучше всех! Представительство Республики Алтай в Москве отдельно надо отметить. Всем им огромное спасибо! Без их помощи намного сложнее было бы закупать и доставлять. У Ольги Штанаковой, к примеру, в специализированных магазинах уже скидки и на каски, и на прицелы, и на многое другое. Она и нас встречает, и посылки получает. Если не на работе, ей домой привозят, она потом переправляет все в штаб. Каждый раз заезжаю в постпредство, когда еду. Пока с сотрудниками поздороваешься, чай попьешь, они уже все разложат, упакуют. Потом увезут на вокзал, в поезд с коробками посадят…

До Москвы лечу самолетом, дальше поездом, обратно выезжаю на чем придется (поездом, автобусом, бла-бла-каром).

Со «Степью» вдоль линии фронта

Езжу один – объем груза не такой большой. В поезд загрузили, потом нужно в Каменске до такси коробки дотащить, доехать до Изварино и перегрузить в другую машину. Всегда кто-то найдется, чтобы помочь. В желтой и красной, даже в зеленой зоне одному проще разместиться. А вот заехать я могу намного дальше, чем группа. Ездим со «Степью» на машине вдоль линии фронта, ищем ребят буквально в поле, бывает, с утра до ночи, помощь раздаем партиями. Можем зайти очень далеко в поисках одного человека и отдать конкретно ему прицел или каску. Комбриг, позывной «Урал», помогает. Всегда встретит, приветит.

Ночую, как правило, у снайперов 35-й бригады, командир «Струна». Всегда к ним заезжаю.
Вот Володе Свиридову сложнее, он берет на себя тяжелые грузы, возит людей, которые потом и сами начинают ездить, инициируют сборы и закупки. И это правильно.

Иногда спрашивают, почему вы вот этим отвезли, а тем нет. Отвечаю: «Вот вы знаете, что ваш парень там-то. Вы не просто так нам позвоните, чтобы сказать и забыть, а соберитесь, обзвоните родню, друзей, знакомых – они тоже скинутся. Закупите что-то (или мы вам поможем выбрать и купить), а я доставлю, найду ваших бойцов и вручу посылку именно им».

Вообще люди разные. И на передовой тоже. Кто-то жалуется, что бани, к примеру, нет, не мылись месяц. А кто-то эту баню из подручных материалов соорудит, приспособится к имеющимся условиям и дальше будет честно, без нытья делать свою сложную работу…

Уже скоро Иван Валерьевич вновь отправится в Луганскую область. Пока закупает все необходимое, созванивается с теми, кто там, «за ленточкой», и с теми, кто ждет их здесь, дома. Параллельно готовит к навигации «Пионер Алтая» (во время разговора ему не раз звонили не только по поводу касок с бронежилетами, но и по оборудованию для теплохода) и воплощает свой проект по созданию сказки (зоны отдыха односельчан и притяжения туристов) на Тилан-Туу.
Учитывая, что в полосу не вошла значительная часть нашего разговора, выдержки из того, что осталось «за кадром», мы опубликуем в одном из следующих номеров.

Вторая часть интервью уже доступна на сайте.

Галина МИРОНОВА

Фото из личного архива Ивана Южакова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Манжерок» стал площадкой для съемок детского трэвел-сериала

Алтайский курорт привлек внимание юных кинематографистов. В досуговом центре...

На смену курортному сбору

С 1 января 2025 года в России начнет действовать...

Завершилось обучение самозанятых по профессии «Кондитер»

14  ноября в Горно-Алтайске завершилось проведение обучающего курса по...

«Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

«Ростелеком» запустил специальную акцию «Навсегда»: клиенты могут подключить все...