Этому дневнику сто лет. Знаменитый русский художник Н. К. Рерих вел его в 1926 году во время пребывания в Горном Алтае, в нынешнем Усть-Коксинском районе. Дневник недавно вышел в одном из центральных издательств. Он рассказывает о многом.
Итак, Рерих в Горном Алтае. Первое, что он делает, беря перо, приветствует сибиряков, а «приветствовать сибиряков — это значит почувствовать и сказать что-то мужественное, созидательное. Понятие сына Сибири, — пишет Рерих в путевом дневнике, — есть зов труда и познание тех действительно неисчерпаемо прекрасных сокровищ, которыми наполнена эта страна глубокого прошлого и великого будущего».
Многое увидел тогда глаз художника в «стране великого будущего». Вот картина Николая Константиновича, воссозданная им самим в словах:
«Во все небо стояла радуга. И не одна, но две. И в радужные ворота стремилась широкая Обь.. Катит камни Катунь настоящая. И не построен еще город на месте новом».
Обращает на себя внимание отношение Рериха к именам местных речек и урочищ. Они звучали для него «как напевный лад, как созвучный звон». Так звучали для него Кураган, Карагай, Яконур, Онгудай. Так звучала для него, просясь на полотно, алтайская ширь, цветущая «всеми красками зеленых и синих переливов». Немного воображения, и, читая Рериха, можно воочию увидеть эту ширь, которая забелела дальними снегами. Встала трава и цветы в рост… И коней не найдешь. Такой травяной убор нигде не видели… Синее, золотое, пурпурное».
В своих записях Рерих сообщает, что в нашем Горном Алтае он задумал картину «Сосуд нерасплесканный», В этой картине по замыслу художника должны были быть «самые синие, самые звонкие горы. Вся чистота. И несет он сосуд свой».
Человек и природа — неразрывны в картинах художника. Как и в природе, в людях он увидел «не темное ведомство, а опытное знание», и это знание помогло ему на всех перекатах творческого пути. Он вспомнит впоследствии, как работают в Горном Алтае, «тучнеют новые стада по высоким белкам. А со Студеного белка лучше всего видно самую Белуху, о которой шепчут пустыни…».
Интересно, что в этом же году Рерих много думал о Ленине, и это нашло отражение в его дневнике.
«В великом Ленине поразительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в мировую постройку. Именно то вмещение открывало ему путь во все части света. И народы складывают ленинскую легенду не только по прописи его постулатов, но и по качеству его устремлений. За нами лежат двадцать четыре страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли притягательную мощь Ленина».
Как заключительный аккорд музыкальной пьесы о людях о природе звучит последняя страница алтайского дневника Николая Константиновича:
«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце боялось суровой мощи и красоты?
Семнадцатого августа смотрели на Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.
А за Белухой кажется милый сердцу хребет Куньлуня, а за ним все писанное и неписанное, все сказанное и не сказанное…
Да, именно у нас, в Горном Алтае, Рерих понял, что природа «не море забвения», а «неотпитая чаша» творческих возможностей человека.
По-прежнему «приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха». К этому можно добавить вечность славы Рериха.
В. ЧИЧИНОВ.
(15 января 1977 года)
Фото картины Н.К. Рериха «Сосуд нерасплесканный»: https://sibro.ru