Если вам доведется ехать этим летом по Чуйскому тракту, то на сто пятнадцатом километре, недалеко от Манжерока, обратите внимание на высокие скалы за Катунью. В самом верху они разрезаны несколькими впадинами и образуют ряд вершин. Всмотритесь повнимательнее и вы заметите на трех вершинах флаги. Зоркий глаз вполне может различить, что флаги эти красные.
Но не забудьте в то же время следить за обочиной тракта. Иначе вы пропустите столбик с дощечкой: «Пионерлагерь «Березка». Ваш автобус здесь, конечно, не остановится, и вы так ничего и не сможете узнать об этом новом лагере.
А история его создания несколько необычна. Ребята городской школы-интерната № 1 после окончания учебного года готовились к переезду в пионерский лагерь в село Аскат. И вдруг им сообщают, что их лагерь отдают под Шебалинскую вспомогательную школу. Как же быть? Не оставаться же на все лето в высоких каменных корпусах среди нагретого асфальта и городского шума?
И тогда пришло смелое решение: построить лагерь самим! Только вот кому строить? Восьмиклассники получили свидетельства об окончании школы и собирались уже разъезжаться кто куда.
– А мы не разъедемся, – заявил Коля Заико и начал формировать строительную бригаду. Его поддержали Коля Шумских, Слава Усольцев, Саша Ложкин и другие ребята. Юра Русьянов стал бригадиром второй бригады, а Варя Жаркова организовала девочек. Вызвались помочь и ребята младших классов. Тридцать пять юных строителей во главе с учебным мастером школы Владимиром Афанасьевичем Глушковым произвели «высадку» на лесистом берегу Катуни.
Через 22 дня они пригласили пионеров на новоселье. А еще через несколько дней состоялось официальное открытие лагеря, на котором нам довелось присутствовать.
Главное сооружение лагеря — столовая. Большая, просторная. Внутри здания столы и стулья, на стенах плакаты, а на самом видном месте, на алом полотнище, барельеф Владимира Ильича Ленина. Чтобы построить это здание, ребятам пришлось стать плотниками, столярами, стекольщиками.
Рядом со столовой — медпункт. За ним выстроились в ряд десять больших палаток. Каждая на деревянном фундаменте. Внутри палаток чистые, старательно заправленные постели. Досчатые полы в проходах и крылечки у входа — свежевымытые. В одной палатке мы увидели баян, в другой — аккордеон. Боксерские перчатки, теннисные ракетки, волейбольный мяч, шахматы. Понятно, чем занимаются ребята.
Кроме больших палаток, есть десяток маленьких. В них живут пионервожатые, воспитатели. А какое чудесное место выбрали для пляжа! Катунь вблизи лагеря образует протоку, а протока в свою очередь — затоку. Она входит в берег небольшим рукавом. Саму протоку можно перейти вброд, а в «рукаве» глубина такая, что мальчишки и девчонки прыгают в воду с четырехметровой вышки.
Четыре отряда выстроились на торжественную линейку. За спиной — березки, слева и справа — березки (отсюда и название лагеря), впереди плещется река. Звучат горны. Директор школы-интерната Павел Лукич Казанцев вручает строителям подарки. Лица у ребят радостные, гордые. Особенно они сияют у Пети Хабарова, Саши Гамзикова и Коли Герасимова. Флаги на вершине гор водрузили они. Скалы эти — их первые покоренные вершины. Первые, но не последние.
Строители-восьмиклассники сейчас прощаются с лагерем, в котором 140 их младших друзей начинают интересную жизнь. Но они еще не раз приедут сюда: и через год, и через много лет. Вот и сегодня в лагере работают пионервожатыми бывшие интернатовцы, ныне студенты Катя Осокина, Нина Косых, Коля Затула.
Вынырнув на Чуйский тракт, машина быстро уносит нас от столбика с табличкой «Пионерлагерь «Березка». Но еще долго мы не отрываем взгляда от высоких скал, на которых полощутся три флага.
П. Романченко.
(«Звезда Алтая», 31 июля 1965 года)
Фото: https://rg.ru