В этот раз маршрут был составлен так, что все адреса располагались географически близко, в районе Каяса. Чем помимо прочего хороша наша работа, так это тем, что порой заносит в такие уголки не только республики, но и города, в которые ничто другое просто не привело бы.
Первый пункт – на улице Рябиновой. Долг за электроэнергию 9000 рублей. На стук в дверь и телефонные звонки никто не отвечает. Приставы оставляют извещение, дающее возможность в течение пяти рабочих дней оплатить задолженность в добровольном порядке (после наступает административная ответственность). Позже выяснилось: сумму долга приставам пришлось принудительно удержать с банковской карты должника.
После череды спусков и подъемов по узеньким малопроезжим улочкам, не переставая удивляться, как же здесь живут и добираются отсюда до оживленных трасс люди, не имеющие личного транспорта (да и тем, кто имеет авто, проехать – то еще приключение!), мы «выныриваем» на пригорок улицы Цветочной. Добротный дом, прибранный участок. Хозяйка смущается, просит не фотографировать. Мы законы для таких случаев знаем, потому и не пытаемся. К тому же не видим смысла выставлять на всеобщее обозрение человека, который попал в сложную ситуацию. Длительные (с 2021 года) проблемы с работой, упор на каждодневные первоочередные расходы, накопление долга «за свет» и… нежданные визитеры, приехавшие к тому же вместе с журналистами.
Судебные приставы – люди серьезные. Если дело дошло до того, что документы о задолженности попали к ним, не могут их проигнорировать: обязаны требовать, пока не добьются оплаты или иного решения проблемы. Так что, если вы попали в сложную жизненную ситуацию, урегулировать вопрос с задолженностью лучше обратившись заблаговременно (то есть не тогда, когда дело уже дошло до УФССП, а гораздо раньше, как только поняли, что разом с накопленной суммой долга не справиться) в «Алтайэнергосбыт».
В данном случае хозяйка дома сначала готова была оплатить долг сразу и наличными, затем передумала и решила все же безналом. Но до ближайшего банкомата, чтобы положить наличные на карту и оплатить через «Госуслуги» или личный кабинет «Алтайэнергосбыта», километры пути. Поэтому ей под роспись вручили извещение и взяли обязательство утром следующего дня прибыть в УФССП с документом об уже оплаченной задолженности.
Обещание женщина выполнила: утром положила средства на карту, оплатила часть долга (15 тысяч из необходимых 23439 рублей) и нанесла ответный визит судебным приставам, представив им подтверждающие оплату документы.
Следующий адрес – на улице Кандаракова. Ощущение, что в доме кто-то есть, но дверь не открывают. Возможно, потому, что смущает «делегация», а может, арендаторы просто не хотят вникать в долговые дела арендодателей. В разговоре с соседями выясняется: хозяин этого дома сдает внаём еще несколько. Чем вызвана сложившаяся задолженность – финансовыми проблемами, забывчивостью или пренебрежительным отношением к тем, кто обеспечивает электроэнергией, – остается только догадываться. Как и в первом случае, оставляем извещение. «Наверное, увидит и, возможно, среагирует…» – была строчка в первом варианте материала. При подготовке номера в печать уточнили: долг за потребленную электроэнергию уже полностью оплачен.
На завершающем маршрут адресе по улице Карбышева дома тоже якобы никого. Должник, разговаривая по телефону с судебным приставом-исполнителем, сбивчиво объясняет: по этому вопросу был недавно в энергетической компании (на самом деле не был), у него арестованы счета и что-то из имущества, оплатить не может и вообще сейчас не в городе, скоро приедет и займется проблемой. И тут из дома и из трубки телефона синхронно раздается лай собаки (надеемся, мужчина не отругал хвостатого друга за такую «подставу»). После долгих уговоров «отсутствующему» все же пришлось выйти к «гостям». Слышим почти стандартное: «Уберите делегацию, камеры и фотоаппараты, разговаривать буду исключительно с вами (с приставом)!» и т.д. и т.п.
По факту оказывается, что 26 тысяч рублей – это долг только «Алтайэнерго-
сбыту», в другие организации человек задолжал около ста тысяч. Не без препирательств, но извещение пристав ему все же вручила, подпись в соответствующем документе он поставил. С представителями энергетической компании и УФССП договорились встретиться на их территории несколькими днями позже, чтобы обсудить порядок погашения задолженности. На момент отправки номера в типографию долг был оплачен частично.
Итого после рейда оплата тем или иным способом была получена от всех четверых обозначенных в маршрутном листе должников. Это к вопросу о том, насколько актуальны и эффективны такие «вечерние визиты». Собственно, об этом же говорили в интервью и наши спутники. По словам представителя Алтайэнергосбыта Елены Афониной, после рейдов люди чаще всего сами приезжают в офис компании и производят оплату, чтобы избежать таких проблем, как арест имущества и запрет ряда действий с ним (продажа и т.п.) со стороны службы судебных приставов. Бывают, конечно, и исключения, но они лишь подтверждают правило.
P.S.: Довольно часто можно услышать негативные высказывания в адрес тех, кто устанавливает тарифы, тех, кто согласно этим тарифам продает электроэнергию, и уж тем более тех, кто приходит за накопившимися долгами. Однако высокие расценки конкретно в нашем регионе вполне объяснимы (это тема для отдельного материала, мы писали о тарифах пару лет назад, возможно, стоит возвратиться к этому вопросу), а долг, как известно, платежом красен. Что же касается судебных приставов-исполнителей, то их, во всяком случае тех, с кем приходилось встречаться во время подобных рейдов, а также сотрудников «Алтайэнергосбыта», хочется только поблагодарить за удивительную вежливость и выдержку, ведь «клиенты» порой попадаются совершенно разной степени воспитанности и даже адекватности.
Галина МИРОНОВА
Фото автора