Год тому назад Иван Пульной вместе со своей семьей переехал из Ворошиловградской области на постоянное жительство в Горный Алтай. Здесь он вступил в Майминский колхоз «Новый путь».
Бывшему шахтеру сильно понравился новый край, и почувствовав себя не временщиком, а хозяином, он горячо принялся за работу.
Общительные и веселые, Пульные быстро обзавелись на новом месте друзьями и знакомыми. В Майме их знают теперь многие, и они знают многих. Одно только мешало Ивану считать себя коренным здешним жителем: он еще не знал ни в лицо, ни по фамилии почти ни одного руководящего работника из района и области.
И вот случай предоставил Пульному возможность познакомиться с начальством поближе. Нужно было срочно разрешить один вопрос, и Иван был вынужден обратиться с ним в городские и областные организации. Первый визит он нанес начальнику автотранспортной конторы т. Васильеву.
— Не могу, — ответил тот на просьбу Пульного.
— Так, как же быть, Анатолий Васильевич?
— Это не мое дело.
Пришлось идти к заместителю председателя облисполкома тов. Деменцеву. Тот терпеливо выслушал и сказал:
— Пойдите к председателю облплана тов. Сарычеву. Он вам поможет.
Пульной немедленно отправился в соседний кабинет. Председатель облплана, выслушав посетителя, почесал затылок, подумал и снял телефонную трубку:
— Это председатель облмногопромсоюза товарищ Ким? Здорово! С вами говорит Сарычев. Вот тут какое дело…
И он изложил существо просьбы Пульного.
— Почему нельзя? — продолжал т. Сарычев в трубку. — Надо что-то сделать, товарищ
Ким. Подумаете? Ну вот и хорошо. Лады! Всего доброго! Значит, все в порядке, товарищ Пульной. Знаете, где облмногопромсоюз? Вон там.
Он показал из окна своего кабинета на затерявшееся в зелени деревьев здание.
— Желаю вам успеха, — сказал Сарычев, давая понять, что аудиенция окончена.
Ровно через десять минуту Пульной был уже на приеме у товарища Ким.
— Положение очень серьезное, — предупредил он посетителя. — Боюсь, что мы не сможем вам помочь. Попробуйте попытать счастье в других организациях.
«Пойду-ка я к секретарю горкома партии тов. Ситникову, — решил Иван. — Говорят, что он человек чуткий и твердый, наверняка разрубит этот узел».
На самом деле, тов. Ситников быстро и бурно реагировал на все то, что сказал ему Пульной.
— Безобразие! В такое горячее время заставляют колхозника отрываться от работы. Вы, кажется, имеете специальность комбайнера? Вот видите. Комбайнеры нужны в районе позарез, а они там бюрократию разводят, человека гоняют без толку. Сейчас мы этот вопрос разрешим не медленно. Нина, позовите-ка ко мне товарища Михайлова.
Тотчас же явился заведующий промышленным отделом горкома тов. Михайлов.
— Напишите указание директору лесхоза Жданкину. Вот он вам расскажет, в чем дело.
Вскоре Михайлов вручил Пульному бумажку:
— Теперь можете быть спокойным. Вашим мытарствам наступил конец. Получите все, что вы сейчас требуете.
Никакой роли, конечно, новая бумажка не сыграла. Просьба Пульного не удовлетворена по сей день.
О чем же он просил областных и городских руководителей? Может быть, ему захотелось луну достать с неба? Нет, Пульному луна была не нужна. Ему надо было купить и привезти всего-навсего четыре кубометра лесоматериала для того, чтобы завершить строительство собственного, дома и до наступления холодов справить новоселье. Отсутствие же этих злополучных четырех кубометров грозило свести на нет затраченные ранее средства и труд: недостроенный дом украинского образца во время осенних дождей мог пропасть.
И вот для многих городских и областных руководителей проблема четырех кубометров леса показалась неразрешимой. Что это — бюрократическое равнодушие к нуждам простого человека или бессилие? Вероятно, то и другое.
Посмотришь иной раз на такого руководящего товарища, и дух захватывает. Идет он степенно, бросает на все вокруг смелый, уверенный и чуть надменный взгляд, разговаривает, многозначительно поджимая губы. Весь его вид говорит: «Вот я какая важная персона. Мне все нипочем, я все могу. Если бы вы знали, какими делами я ворочаю!».
А на деле такому «богатырю» не под силу сдвинуть с места даже вопрос о четырех кубометрах обыкновенной древесины, какой полным-полно возле Горно-Алтайска.
К. ФИЛИН (24 августа 1955 год)
Фото: https://dzen.ru