«Даже если одному пацану станет от этого легче, этим надо заниматься…», – сказал мой соратник по работе и по жизни Сергей Ерофеев в 90-х годах прошлого века, когда мы впервые отважились привезти на Телецкое озеро в Алтайский заповедник «питомцев» Комиссии по делам несовершеннолетних Горно-Алтайска.
По Абаканскому хребту до границы леса
В августе 1996-го сотрудники отдела охраны Алтайского заповедника создали из местных школьников отряд юных друзей заповедника «Хранители Озера». В походах по окрестностям Яйлю и к кордонам мальчишки и девчонки учились организации палаточных лагерей, пешему туризму, знакомились с особенностями работы «заповедных людей» – инспекторов охраны и научных сотрудников. Между походами мы ездили с ребятами по городам Сибири, на встречах с представителями экологической общественности рассказывали о Телецком озере и заповеднике. А еще – катались на метро, посещали зоопарк, угощались для многих первой в жизни пиццей…
На встрече с сотрудниками Института химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук ученые предложили нам собрать первичную научную информацию о состоянии воздушного бассейна над южной частью Телецкого озера…
В июне 1997-го «Хранители Озера» на заповедном катере «Зурбаган» отправились на юг Телецкого в залив Кыга на кордон Чири. Нас сопровождали учитель школы и съемочная группа ГТРК. С кордона, где взяли коня для перевозки экспедиционного груза, мы вышли в горы, на Абаканский хребет, и через два дня уже были на границе леса. Разбили базовый палаточный лагерь и в течение двух суток совершали радиальные выходы для установки газоаэрозольных ловушек. После отряд «бодрячком» за день спустился на кордон и в полном здравии вернулся на «Зурбагане» в Яйлю.
В конце августа ловушки сняли и отправили в Институт химической кинетики и горения. Фильтры были исследованы, результаты представлены в научный отдел заповедника. Участниками экспедиции были 11–13-летние школьники из Яйлю.
Легенды Алтын-Кёля.
Киношкола
В июле 2007-го провели детскую киношколу «Легенды и были Алтын-Кёля». За предыдущие годы мы приобрели немалый опыт организации летних экологических лагерей и экспедиций для школьников и студентов. Причем в приоритете были дети и подростки «группы риска». Участниками киношколы стали воспитанники социального приюта «Надежда» из Санкт-Петербурга и детского дома Горно-Алтайска. В помещении Яйлинской школы оборудовали видеомастерские и кинозал, на стадионе устроили палаточный лагерь…
Вместе с профессиональными операторами и режиссерами из фонда им. Михаила Калатозова и независимой студии «Сапсан» ребята придумывали, снимали и монтировали видеосюжеты для социальной рекламы здорового образа жизни и бережного отношения к окружающему миру. Главными героями в них были жители Яйлю и само Телецкое озеро, а также Поклонная Сосна и сказочные персонажи Алтын-Кёля.
Большую поддержку нам тогда оказало МВД по Республике Алтай, выделив для экскурсии по озеру служебный катер. Кроме того, представители ведомства стали членами жюри заключительного кинофестиваля и вручили его лауреатам памятные подарки.
Общее число участников киношколы с учетом местных детей составило около 70 человек. Никто не болел, не сбегал, не голодал – все были заняты интересным и нужным делом, результат которого в виде маленьких добрых киноисторий можно и сейчас найти в интернете.
Телецкий Дед Мороз и иже с ним
Прошло еще десять лет. По независящим от нас обстоятельствам межрегиональные детские летние палаточные лагеря в Яйлю прекратили свою деятельность. Но мы не оставили работу с подрастающим поколением, направив на-копленный опыт на наших юных земляков – учащихся заповедной школы. В канун 2017 года инициировали благотворительный проект «Телецкий Дед Мороз», основная идея которого – организация новогодних подарков детям Яйлю.
Следует отметить: к тому времени школа потеряла свою независимость, став филиалом Бийкинской, что, естественно, сказалось на финансировании. И мы ре-шили помочь ученикам за-поведной школы – возможно, будущим «Хранителям Озера». В рамках проекта дети Яйлю начали получать новогодние подарки со всех концов нашей страны. А школе подарили большой современный мультимедийный телевизор LG, лабораторное оборудование для кабинетов физики и химии, инструменты для кружков изобразительного искусства и гончарного де-ла, ноутбуки и видеопроекторы. Также в школе и клубе появились искусственные новогодние елки со светодиодными украшениями. В центре Яйлю установили площадку спортивных тренажеров, а рядом с усадьбой многодетной семьи – детскую игровую «Савушка». Четвертый год дети Яйлю и их приез-жающие сверстники могут летом заниматься на байдарках и сапбордах.
Такая помощь меценатов стала возможной благодаря многолетней просветительской работе сотрудников Алтайского биосферного заповедника, берущей свое начало с 26 августа 1996 года, с момента создания «Хранителей Озера».
Что дальше?
Приведенные примеры показывают, что:
– школьники села Яйлю в сопровождении сотрудников заповедника или привлеченных специалистов могут принимать участие в сборе первичной научной информации;
– школа Яйлю на лето может стать площадкой для выездных полевых школ разных направлений: юных экологов, спортсменов, художников, физиков, лириков, блогеров…
– на берегах Телецкого озера нет границ для творчества;
– школа Яйлю может привлекать дополнительные ресурсы на развитие своих программ через создание Попечительского совета, который приумножит наш опыт и создаст на базе учреждения современную экологическую школу для подготовки будущих сотрудников заповедников и национальных парков нашей Родины.
Кстати, еще один интересный пример из сферы детско-юношеского экологического и познавательного туризма. С 2017 по 2019 год мы организовывали практику студентов во время работы летней школьной площадки – в июне. Студенты (будущие медики, географы, педагоги) приезжали в Яйлю, предварительно подготовив свои программы по работе с учениками. Под кураторством сотрудников заповедника они достаточно успешно работали с юными жителями Яйлю. Этот опыт можно было бы позиционировать на другие отдаленные села республики.
В заключение не могу не сказать, что по инициативе сотрудников Алтайского биосферного заповедника и общественной организации «Академия здорового образа жизни» ученики школы за хорошую учебу и активную деятельность получают именные стипендии. Одна из них – имени Игоря Вячеславовича Ливанова, который был директором заповедника в 1936 – 1938 годах, именно при нем в Яйлю построили и открыли первую школу.
Евгений Веселовский, Яйлю
Справка «ЗА»:
Село Яйлю расположено на правом берегу срединной части Телецкого озера, входит в состав Артыбашского сельского поселения Турочакского района и является центральной усадьбой Алтайского государственного природного биосферного заповедника.
В селе проживают около 200 человек (183 – по данным 2016 года). Большинство взрослого населения работает в заповеднике, на Телецкой станции фонового мониторинга и в мало-комплектной школе. Особенность работы жителей (ученые – биологи, гидрологи и метеорологи, государственные инспекторы охраны природы, учителя и другие специалисты с высшим и средним образованием) позволяет позиционировать село как своеобразный «академический городок» Телецкого озера.
Годом основания Яйлю считается 1812-й, но поселение начало развиваться с созданием Телецкой метеостанции в 1931-м и Ал-тайского природного заповедника в 1932-м. Сюда поехали ученые из крупных научных центров СССР, началось строительство административных и жилых зданий. В 1937-м открыли начальную школу. Первое ее здание стояло на одной улице с конторой заповедника (практически напротив) и было полностью на содержании природоохранной территории (ремонт, свет, дрова и т.д.). В школе преподавали и научные сотрудники. В середине 80-х годов прошлого века здание сгорело, более двух лет занятия проходили в административном и лабораторном корпусах заповедника.
В 1988-м построили новое здание, отвечающее всем требованиям того времени. До 2022 года оно значилось на балансе заповедника, администрация природоохранного учреждения по мере сил и возможностей содержало его. Сейчас школа передана Минобразования и науки РА, что позволяет ведомству совершенствовать ее инфраструктуру для реализации различных инновационных педагогических программ в соответствии с образовательными и воспитательными задачами XXI века.
Фото: Евгений Веселовский