Мы стоим на высоком, крутом берегу Катуни. День на исходе. Глухо шумит сосновый лес. Воздух насыщен терпким смолистым запахом. Над лесом — горы. Они, как ступеньки, величаво возвышаются друг над другом. Весенний ветер давно сорвал с их могучих плеч снежные накидки и теперь они стоят, отливая нежно-голубыми красками.
Внизу мчит свои воды Катунь. Она после ледохода, будто радуясь своему освобождению от долгого зимнего плена, с веселой резвостью перескакивает через камни, вздымая белоснежные барашки.
На другой стороне реки такие же горы, покрытые хвойным лесом. Когда посмотришь вокруг, так и кажется, что природа специально создала этот чудесный уголок на радость человеку, наделив его всеми своими щедротами. Недаром здесь одно время находилась туристская база ВЦСПС. Из Москвы, Ленинграда, Киева, Хабаровска – отовсюду приезжали сюда люди. Они ходили по окрест лежащим горам, бросались в студеные волны Катуни, щелкали фотоаппаратами, когда уезжали домой, и долго еще вспоминали эти места.
Сейчас здесь Аскатский детский дом. В светлых зданиях, где когда-то отдыхали туристы, живут мальчики и девочки, живут те, кто смутно помнит, а кто и совсем не знает ласкового слова «мама».
С одним из воспитанников Аскатского детского дома Толей Вдовиным по красивой лестнице мы спустились с крутого берега вниз, к реке. Толя Вдовин — шустрый разговорчивый мальчик. На нем новый, ладно сшитый костюмчик, на шее повязан красный пионерский галстук.
Спустившись на берег, мы сели на гладко отшлифованные волнами камни. Завязывается теплая задушевная беседа.
Толя Вдовин, глядя вдаль, рассказывает:
— В позапрошлом году я отдыхал на берегу Черного моря в пионерском лагере «Артек». Вот было замечательно! Никогда не забудешь пионерских костров, веселых походов, купанья в море. — Но, немного подумав, он с гордостью заявляет: – а все-таки здесь, в Аскате, нисколько не хуже.
— Толя, — спрашиваем мы, — скажи, у тебя есть кто-нибудь из родителей?
— Нет…
— Значит, ты сирота?
Мальчик с удивлением смотрит на нас. На его лице появляется улыбка.
— Кто, я сирота? Нет, я детдомовец!..
Последние слова он произносит так, что сразу становится понятной опрометчивость заданного вопроса. Толя Вдовин и десятки других его друзей не знают горького слова «сирота». Советская Родина стала для них самой родной и заботливой матерью. В этом лишний раз убеждаешься, когда познакомишься с жизнью и бытом воспитанников детского дома.
…Легкий рассветный ветерок шевелит кроны вековых деревьев. Детдомовцы уже на ногах. После пятнадцатиминутной физзарядки и туалета они организованно отправились в столовую, расположенную неподалеку от главного корпуса. В столовой их приветливо встречают дежурное звено из воспитанников и старший повар Мария Захаровна Щербак, которую все здесь зовут запросто «тетя Маруся».
На столах – молочная рисовая каша, конфеты, белый хлеб и кофе. После завтрака ребята возвращаются в спальные комнаты, готовят школьные костюмы. И когда первая смена воспитанников уходит на занятия, вторая расходится по рабочим комнатам.
Директор детдома Зинаида Ивановна Цынчик рассказывает:
— Наша цель воспитать в ребятах лучшие качества, присущие советскому человеку. Чтобы, выйдя из стен детского дома, они имели не только теоретические знания, но также и любили труд. Для этого у нас имеются столярная мастерская для мальчиков и швейная – для девочек.
Мы заходим в столярную мастерскую. Здесь расположены семь верстаков и токарный станок по дереву. Возле станка ученик шестого класса Витя Русецкий. Из-под резца падает на пол тонкая розовая стружка. Он ловко вытачивает шахматные фигуры. За его работой наблюдает опытный инструктор по труду Владимир Иванович Звягинцев. Осмотрев выточенную фигуру, он заключает:
– Сделано неплохо. Молодец, Витя!..
На токарном станке вытачиваются также фигурные ножки к столам и стульям. Ребята своими силами производят ремонт мебели, школьных парт.
С большим желанием идут на занятия по труду девочки. Инструктор швейного дела Анна Васильевна Хохрякова многому научила их. Вот, например, Тамара Ошестова, заканчивающая в нынешнем году семилетку, с большим искусством сделала интересную вышивку. На полотно она нанесла вид московского Кремля.
В детском доме имеются библиотека, читальный зал. Часто проводятся коллективные читки книг детских писателей: Гайдара, Маршака, Воронковой…
…Полдень. Большинство детей на спортивных площадках. Одни играют в городки, другие — в волейбол. Тишину нарушают звонкие детские голоса. Группа мальчиков и девочек бегает вперегонки по просторной аллее.
Над Аскатом светит яркое солнце. Солнце самой демократической в мире конституции страны социализма, теплом которого согреты наши дети – будущие строители коммунизма.
А. Добрынин, К. Козлов.
(«Звезда Алтая», 30 мая 1954 год)
Фото обложки: https://vk.com/askataltai