
Давным-давно шли по алтайской земле монгольские завоеватели. Увидели они прекрасную долину, покрытую изумрудным ковром травы. «Здесь и отдохнем», – решили монголы и спустились в долину. Неожиданно их мохнатые выносливые лошади увязли в болоте, которого не было видно под травой и цветами. А тут еще из песочка у подножия горы Чаптыган выскочили алтайские воины. С ужасом и удивлением увидели монголы, что лошади местных воинов несутся по болоту, как по ровной, твердой дороге. В кровавой битве были разбиты монголы, а остатки их бежали назад. С тех пор и стали называть это место Сайдыс, что означает «мы кололи».
Не знаю, было так на самом деле или нет, но подтверждение этой легенде есть. В начале 90-х годов латышский кинорежиссер Алоиз Бренч снимал в окрестностях Сайдыса телевизионный художественный фильм «Семья Зитаров». На вертолете привезли лошадей, но они не могли скакать по болотистой земле, и пришлось Бренчу задействовать в съемках сайдысских лошадей.
Сайдыс – село удивительное. Кроме того, что оттуда был родом наш первый профессор С. С. Суразаков, оно дало миру семнадцать кандидатов наук. Местная школа в этом году отметила свой столетний юбилей. По словам заведующей школьным музеем краеведа М. В. Опонгошевой, село основано еще в XVIII веке, и один из представителей пяти родов, живущих в Сайдысе, ездил ко двору императрицы Елизаветы.
Но все это история, а сегодняшняя жизнь села проходит без каких-либо громких событий и потрясений. Единственное событие, которое взволновало местное население, это выборы президента. Из 240 жителей села половина голосовала за Ельцина, половина – за Зюганова. Сельчане объясняли свой выбор следующим образом. Те, кто голосовал за Зюганова, надеялись, что жизнь станет «лучше и веселей», а «ельцинисты» считали, что «коней на переправе не меняют» и реформы надо довести до конца.
В Сайдысе, как и везде, был совхоз, потом, когда совхоз развалился, организовали несколько крестьянских хозяйств, но и они просуществовали недолго. Сегодня осталось одно крестьянское хозяйство.
Только недавно в село провели более-менее приличную дорогу. Раньше жители Сайдыса три километра ходили пешком через перевал в Александровку, откуда ходил автобус в Горно-Алтайск. Рассказывают, что трое ребятишек родились непосредственно на перевале. На санях не успевали довезти рожениц до больницы, и напуганным папашам приходилось в походных условиях принимать роды. Несмотря на то, что дорогу сделали, автобус туда не ходит, и теперь уже 13 километров приходится топать сельчанам до большака, чтобы уехать в город на попутке.
В Сайдысе уже который год не работает радио, а телевизионный ретранслятор давно пора менять, показывает в селе один канал ОРТ. Почту по старинке возят на коне через Александровский перевал. На 240 жителей выписывается пять номеров «Звезды Алтая» и пять – «Алтайдын Чолмоны».
Глава администрации находится в Кызыл-Озеке. Все его нечастые приезды в Сайдыс связаны с проблемой питьевой воды: колонок и колодцев нет, и сельчане берут воду из родников.
Каждая семья содержит по нескольку голов крупного рогатого скота, в среднем на семью приходится по две-три коровы. Имеются в личных хозяйствах и лошади. На деревню насчитывается свыше двухсот коней.
Мужикам работать негде, после развала совхоза какое-либо производство в Сайдысе полностью отсутствует. Дышащее на ладан крестьянское хозяйство насчитывает в своих рядах пять работников. Основным занятием сайдысских мужиков является заготовка и последующая продажа дров, а также охота.
В селе проживает пять давно перероднившихся между собой родов. По этой причине более двух десятков мужчин в возрасте от 18 до 35 лет ходят холостяками. Жениться не на ком, все друг другу родственники.
Отрадно, что в Сайдысе все семьи многодетные, пять-шесть детей – не редкость. Правда, в последнее время рождаемость резко снизилась. За 1996 год родилось всего трое младенцев.
Непосредственно в самом селе есть староста, но должность эта не оплачивается, она на общественных началах. В наше время никто бесплатно работать не будет, и поэтому можно сказать, что власти в Сайдысе практически нет.
Вся культурная жизнь проходит в школе. На юбилей какого-нибудь знатного земляка селу выделяют деньги, и часть из них идет на благоустройство Сайдыса. На «юбилейные» деньги построили дорогу и на следующую какую-нибудь славную дату хотят огородить и благоустроить три сельских кладбища.
Когда-то давно, в пятидесятых годах, был в Сайдысе маслосырзавод. Изготавливали замечательный сыр. Школьников, тех, кто учился на пятерки, премировали целой головкой сыра, а хорошистов – половинкой. Сейчас на частных подворьях производится много молока, но сдавать его некуда.
Школа в Сайдысе одноэтажная, деревянная, давно уже требующая замены. Рядом стоит занесенный снегом фундамент под новую школу. Если случится невиданное и построят новое здание школы, то будет ли там кто-то учиться? Сегодня в сельской школе двое первоклассников, а на следующий год уже не будет никого.
С. АДЛЫКОВ
(«Звезда Алтая», 10 декабря 1996 год)