Сегодня одна из основных проблем в системе пассажирских перевозок – острая нехватка квалифицированных кадров. С каждым годом этот дефицит продолжает расти. Для пассажиров расписание движения по-прежнему содержит некий элемент неожиданности. Придет ли автобус? Увы, эта неприятная лотерея пока продолжается. Каковы причины сложившейся ситуации, каким калачом заманивать водителей и как повысить престиж профессии? Кто сядет в кабину автобуса и в прямом смысле «разрулит» ситуацию? Об этом мы поговорили с председателем Горно-Алтайского городского Союза индивидуальных автопредпринимателей Натальей Осинцевой.
По словам Натальи Дмитриевны, проблема назрела достаточно давно, однако такой провал в кадрах ощущается впервые. Дошло до того, что в коллективе на сегодняшний день не хватает 120 водителей, а это более 50%! Среди тех, кто продолжает работать, – ни одного моложе 30 лет. В основном пассажиров возят люди с большим опытом, многие уже предпенсионного и пенсионного возраста.
– Ситуация усугубилась в период пандемии коронавируса, когда произошло снижение пассажиропотока. Число рейсов сократили, доходы упали в разы. В то время многие водители были вынуждены уехать на заработки на Север, – посетовала руководитель транспортного предприятия. – Люди считают, что это непривлекательная работа, тяжелая физически и морально. Большая психологическая нагрузка из-за жалоб и замечаний пассажиров, которые порой позволяют себе лишнее. Многие оказались не готовы к этому и ушли на более спокойные места работы – в частности, на самосвал или тягач.
Кстати, в числе причин, отпугивающих водителей от работы на пассажирском транспорте, оказался еще и быт. Наталья Осинцева отметила, что шоферам банально некуда сходить в туалет. Кондукторам и водителям приходится ограничивать себя в питье, терпеть по нескольку часов, а нужду справлять (простите за подробности) в ближайших кустах – ведь у них просто нет выбора. Этот вопрос поднимался много раз, но пока ситуация не меняется.
Еще один больной момент – заправка автобусов. В настоящее время в городе работает только одна газовая автозаправка. В связи с этим образуются большие очереди, водители вынуждены заправлять автобусы даже ночью. Также используемое здесь оборудование устарело, поэтому сам процесс дозаправки длительный и не всегда качественный. Из-за этого порой отменяются последние рейсы автобусов – попросту не хватает топлива на завершение маршрута.
Учитывая, что городской Союз индивидуальных автопредпринимателей держится лишь на своей прибыли, можно себе представить, какова она, если проезд одного человека стоит 22 рубля, а комплектующие для ПАЗа – до ста тысяч, не считая расходов на топливо, работу мастеров и другое. Окупается ли это все оплатой за проезд? Вопрос риторический.
– Сейчас мы держимся из последних сил: «на честном слове и на одном крыле», – говорит руководитель транспортного предприятия. – Топливо дорожает, автобусы стареют, запчасти взлетели в цене до небес… Например, импортная шина стоит 20 тысяч, российского производства дешевле – 15 тысяч, но ее хватает на полгода. Цена же нового автобуса выросла до четырех миллионов, Союз такими средствами не располагает. При этом у нас самый низкий тариф в России (в Бийске, например, он составляет 28, в Кемерово – 32 рубля), а голый оклад водителя составляет около 20 тысяч рублей. Такими «калачами» ценные кадры уже не заманишь.
Помнится, в ноябре прошлого года во многих СМИ прошла новость о том, что «мэрия Москвы безвозмездно передаст Горно-Алтайску 20 большеместных низкопольных автобусов». Это давало надежду, только радоваться оказалось нечему…
– Из 20 обещанных осталось только шесть, остальные к этому времени вышли из строя. Да и из них только четыре на ходу. Пока на ходу – ресурса у них осталось менее 30%. Планируется, что в Горно-Алтайск они поступят в конце сентября.
Такая практика проводится не впервые – федеральный центр достаточно часто помогает регионам, которые «донашивают» транспортные средства, но даже по нынешним непростым временам это уже явный перебор.
– Мы бы и рады выполнять график движения, но водители не должны находиться за рулем больше восьми часов в день – это нарушение закона. Жалобы мы знаем, ситуацию объясняем, в этом году приглашали людей пройти бесплатное обучение на категорию D (для этого нам выделили 1 млн. рублей) – со всей республики откликнулись лишь 15 человек, и только двое из них получили права. Однако и они с трудоустройством не спешат – мол, сезон сбора кедровых орехов, там больше заработаем, – вздыхает Наталья Осинцева.
К слову, рентабельность того или иного направления уже давно не имеет никакого значения. «Выгодные» маршруты перекочевали в «нулевые». Прибыли сейчас нет.
Мы пообщались с одним из водителей, который трудится на пригородном маршруте. На условиях анонимности мужчина поведал, как в реальности обстоят дела в этой сфере. Средняя выработка за месяц составляет 200 часов – то есть «чистыми» водитель автобуса в Горно-Алтайске получает немногим больше 30 тысяч рублей. Кондуктор трудится 16 часов и получает 1700 рублей за смену. И никаких премий, надбавок, больничных и отпусков. Как говорится, круг замкнулся.
К слову, в городской администрации признают тот факт, что проблема с общественным транспортом в Горно-Алтайске существует. Подвижной состав по большому счету изношен. Перевозчиков не хватает, а частникам невыгодны некоторые направления. В итоге страдают простые граждане. В конце августа в мэрии состоялось заседание, по итогам которого было принято решение создать постоянно действующую рабочую группу по работе общественного транспорта.
– Ситуацию может спасти повышение зарплаты водителя автобуса, – убеждена Наталья Осинцева. – А сделать это можно только одним способом – повышением тарифа. Хотелось бы, чтобы отрасль продолжала работать, развивалась и процветала, чтобы водительский состав восстановился, а Комитет по тарифам и общественность услышали наши проблемы.
Словом, вопрос кадрового дефицита – крепкий орешек, расколоть который с первого раза вряд ли получится. Но от его решения зависит будущее транспортной отрасли, поэтому власти города и перевозчики еще не раз будут садиться за стол переговоров.
Если же в ближайшее время ситуация с нехваткой водительского состава не изменится, а количество общественного транспорта снизится, боюсь, мы рискуем вернуться к реалиям 1990-х годов, когда за переполненным автобусом приходилось бежать.
Татьяна РУССКИХ
Фото автора