Прошедший в конце сентября форум «Эко Алтай. Нить природы» включал в себя множество мероприятий и тем. К примеру, в первый день состоялась сессия, посвященная духовным ценностям и культурному коду Республики Алтай, на которой эксперты обсуждали вопросы устойчивого развития, обеспечения баланса между экономическим ростом и охраной окружающей среды. Одним из спикеров был директор Алтайского государственного природного биосферного заповедника Игорь Калмыков. Редакция «ЗА» попросила Игоря Вячеславовича рассказать, как он – практик в деле охраны природы – воспринимает такие форумы, в чем видит их необходимость и миссию, а также о том, какой туризм считает правильным на нашей территории.
– Форумы вообще вещь необходимая, потому что на них собираются люди, которых волнуют проблемы развития Республики Алтай, России и мира в целом, происходящие изменения. Если же говорить конкретно об экологическом форуме, здесь на первом месте как раз вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития, что очень близко нам как заповеднику.
Некоторые думают: говорят на таких мероприятиях много, а результат остается прежним. На самом деле это не так. Если посмотреть на примере даже отдельно взятого человека и того, что его окружает, с годами можно заметить перемены, как правило, в лучшую сторону (хотя есть и исключения, но это жизнь). Если посмотреть с философской точки зрения, именно на форумах, где происходит обсуждение проблем и путей их решения с разных сторон, различные идеи накапливают критическую массу, которая затем преобразуется в необходимый результат (количество – качество).
В этот раз я участвовал в секции, посвященной духовным ценностям и культурному коду Республики Алтай. Как бы изначально ни казалось слишком уж далеким от того, чем мы занимаемся на практике, на самом деле все это самым тесным образом связано с охраной окружающей среды и заповедными территориями.
Ландшафты формируют этносы. Алтай находится на стыке цивилизаций, а кроме того, и сам представляет собой алтайскую цивилизацию – это мое абсолютное мнение.
Специалисты говорят: там, где встречаются цивилизации, происходит их столкновение, образуются линии разлома. В результате начинаются войны, в том числе культурные. В частности, американский политолог Сэмюэл П. Хантингтон утверждал: будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами.
Алтай же помимо своей удивительной природы уникален еще и тем, что он стал не линией разлома, а территорией соприкосновения, мостиком между разными цивилизациями. Не зря же его называли котлом, перекрестком цивилизаций. Здесь в разное время присутствовали индийские, монгольские народы, различные вероисповедания. Все это переплеталось.
И если говорить о коде, он здесь – очень глубоко уходящий в историю. Вот были люди афанасьевской культуры – они европеоиды, были каракольцы – смесь европеоидов и монголоидов, тюрки…
Когда говорят, что на Алтае есть свой духовный код, я могу только добавить: у многих народов есть код, идущий от алтайского народа, с Алтая.
Если же рассматривать с точки зрения процесса глобализации, то да, она (глобализация) представляет опасность, но не сама по себе. Не могу сказать, что глобализация – это прямо все плохо. В чем-то она хороша: мы видим социальные сети, развитие инфраструктуры, пользуемся этими достаточно полезными и даже необходимыми человечеству вещами.
С другой стороны, в глобализации есть то, что представляет определенную угрозу, в том числе для ландшафтов и природы в целом, а поскольку именно они являются основой для формирования и сохранения этноса, то, естественно, и для этноса.
Я уже не первый раз участвую в этом форуме. Мы здесь говорим о ноосферном развитии (можно называть его биосферным или эколого-экономическим). Кто изучал экономическую географию, помнит, что территория, в частности Россия, делится на экономические районы. Чтобы какой-то регион развивался и взаимодействовал с соседними территориями, учитываются ресурсы и логистика – что в нем добывается, где перерабатывается и куда поставляется. Если добавляем бережное отношение к природе, рекреационные и заповедные ресурсы, получаем эколого-экономический регион.
То есть мы знаем, какие ресурсы у нас есть. И должны их не просто использовать, но и учитывать все факторы, чтобы обеспечить развитие на долгие годы. Это как дома: вы же знаете все, что у вас есть, как этим лучше распорядиться.
Естественно, при этом необходимо учитывать этнокультурные ценности. Потому что без этого можно глобально развить Алтай до такой степени, что это будет вовсе и не Алтай по духу, а просто территория, похожая на какие-то другие регионы.
В мире и в нашей стране много замечательных мест! Есть великолепный Кавказ, потрясающая Карелия, любимое почти всеми Черноморское побережье. К нам люди едут именно для того, чтобы увидеть, почувствовать Алтай. Поэтому и рекреационная инфраструктура должна быть обустроена так, чтобы наши гости видели то, что присуще Алтаю в его настоящем виде, а не подмену.
При этом, конечно, в плане инфраструктуры территория должна развиваться. Но нужна стратегия, причем это должен быть документ, понятный не только ученому или чиновнику, но и обычному человеку. Нам нужны и большие инфраструктурные объекты – они пользуются спросом, есть люди, которые едут к определенным условиям. Вместе с тем необходимы и маленькие турбазы – зачастую их строят из того, что есть, по принципу «на что хватило средств». Но и такие объекты должны быть обозначены в документе. То есть необходимо прописать правила и для крупных компаний с большими проектами, и для местных жителей, занимающихся приемом гостей. Все туристические объекты и их инфраструктура должны эстетично вписываться в ландшафты.
А еще этот документ, на мой взгляд, изначально должен обязательно подразумевать экологические разрывы между базами. Что мы имеем сейчас? Плотно застроены берега Катуни, застраиваются берега Бии. Много ли народа поедет сюда, если это все станет одним сплошным поселком с урбанистической инфраструктурой? Нет конечно!
Все эти шаги должны быть направлены на то, чтобы сохранить Алтай и его дух, а не на стирание самобытности.
Я за биосферное развитие. Оно ведь даже законодательно (правда, не до конца) прописано. Суть проста: вся территория должна быть рационально распределена с учетом природных ресурсов, сохранением этнических особенностей и традиционной хозяйственной деятельности.
В последние годы очень много говорится о туризме, но при этом часто забывается сельское хозяйство, а ведь кормить гостей лучше не привезенными, а местными продуктами. Сельское хозяйство, традиционный уклад – важные факторы и в туризме, и в экономике в целом, и в сохранении самобытности.
Еще отмечу такой момент. Многие стремятся к комфорту, и это понятно. Должны быть гостиницы, рассчитанные на разный уровень притязаний и размер кошелька. Но кому-то хочется, находясь на Алтае, пожить в настоящем аиле, а кому-то – в палатке. И именно такой туризм – с аилами и палатками – для нас наиболее естественен, именно он гармонирует с нашей природой. Просто он тоже должен быть упорядочен. Альпинизм, водные и пешие походы, экологические тропы – если все продумано и хорошо организовано, то люди, отдохнув, собрав палатку, уйдут и не оставят следов, наносящих ущерб природе. Это важно.
Еще очень важно, что при любом виде туризма должна оставаться магия Алтая. Когда мы перестаем читать сказки и верить в них, магия исчезает. Мы вырастаем в рациональных взрослых. Но становимся ли мы от этого счастливее? Нет! Путешествие на Алтай как раз должно помочь человеку вернуться в сказку, стать счастливее, почувствовать единение с природой и обрести гармонию.
Фото: Анатолий Стребелев, Росконгресс