Династия педагогов

Дата:

В Горно-Алтайском государственном университете, прославляя науку и подавая пример другим, трудятся педагогические династии. В числе представителей таковых – мама и дочь Сафоновы. Оксана Владимировна – выпускница ГАГПИ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биологии и химии, Варвара Юрьевна – выпускница ГАГУ, ассистент кафедры экономики, туризма и прикладной информатики.

В Горно-Алтайском государственном университете, прославляя науку и подавая пример другим, трудятся педагогические династии. В числе представителей таковых – мама и дочь Сафоновы. Оксана Владимировна – выпускница ГАГПИ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биологии и химии, Варвара Юрьевна – выпускница ГАГУ, ассистент кафедры экономики, туризма и прикладной информатики.

По велению души

Оксана Сафонова окончила ГАГПИ (ныне ГАГУ) в 1992 году, после чего осталась ассистентом на кафедре зоологии.
– Я родилась в селе Новиково Алтайского края, но еще в раннем детстве с родителями переехала на Таймыр, в Дудинку, и мои школьные годы прошли на Севере. Суровые условия научили любить природу, помогать людям и ценить то, что имеешь, – рассказала Оксана Владимировна. – По окончании школы поступила на биолого-химический факультет Горно-Алтайского пединститута. На выбор профессии повлияло много факторов. В нашей семье всегда ценились образование и наука, в доме было много книг, родители считали их большой ценностью. Я читала все подряд: детскую, художественную литературу, обожала книги по биологии и медицине.
Всегда хотела стать учителем, так как моя бабушка Валентина Петровна была педагогом не только по образованию, но и по велению души: умела мотивировать, объяснять и учить. И именно она основатель нашей педагогической династии.
Во время и после Великой Отечественной войны бабушка работала в детдоме, в который эвакуировали детей из европейской части страны. Несмотря на трудности, достойное образование они с дедушкой дали и своим четверым детям. В нашей семье есть доктора и кандидаты наук в разных отраслях. Я остановила свой выбор на биологии. Еще школьницей во время летних каникул уговорила маму устроить меня на работу в химико-биологическую лабораторию, благодаря чему получила большой опыт и укрепилась в своем решении.
– Расскажите о своих студенческих годах.
– Студенчество – время развития и познания. Мне очень нравилось учиться. Специфика биологического образования заключается в большом количестве лабораторных занятий и практик. Зоология, ботаника, анатомия человека и, конечно же, моя любимая генетика…
Ко всем дисциплинам я относилась с большим интересом, особенно нравились полевые практики. Например, занятия по зоологии позвоночных проходили на берегу Манжерокского озера – две недели наслаждалась природой Горного Алтая. С утра мы уходили на экскурсии по окрестностям, после обеда загорали, купались, пели песни. Успели не только провести все необходимые исследования, но и хорошо отдохнуть.

Каждый внес что-то свое

Мне кажется, студенческая жизнь и должна складываться из плодотворной учебы и беззаботного отдыха. Да и настоящих друзей большинство находят в вузе. С моей лучшей подругой мы познакомились на первом курсе, учились в одной группе. В этом году нашему знакомству будет 36 лет. Теперь дружим уже семьями.
С большим теплом вспоминаю деканов биохима Майю Васильевну Захарову и Веру Николаевну Алейникову, своего научного руководителя Тамару Александровну Стрельцову. Становление специалиста невозможно без учителей, и я очень благодарна педагогам, которые привели меня в профессию. Прежде всего это Валентина Максимовна Муравьёва, Галина Ивановна Эдокова, Тамара Владимировна Бубнова, Николай Петрович Малков и многие другие. Нельзя выделить кого-то одного, каждый внес что-то свое в наше образование.
Помимо преподавания Оксана Владимировна занимается молекулярно-генетической лабораторией в университетском центре «БиоТех». Вместе с коллегами и студентами она ведет мониторинг распространения болезней пчел с использованием молекулярно-генетических методов исследования. А в целом наличие в университете такой структуры позволяет нашим студентам стать в области генетики настоящими профессионалами, быть востребованными на рынке труда.
– Оксана Владимировна, оказывали ли вы влияние на выбор профессии дочерью?
– Я хотела, чтобы Варя стала врачом, но в нашей семье не принято заставлять или навязывать что-то. Приняла выбор дочери стать специалистом в области компьютерных наук. Будучи студенткой, она скрывала от друзей, что мама работает в вузе: хотела, чтобы о ней судили по ее собственным заслугам. Да и не все преподаватели знали, что она моя дочь. О последующей работе в вузе речи вообще сначала не было, но, с рождения находясь в университетской среде, наверное, сложно стать не преподавателем, а кем-то другим. Недаром у нас так много педагогических династий.

в стенах университета

Варвара Сафонова окончила ГАГУ по направлению «математика и компьютерные науки», профиль «математическое и компьютерное моделирование». Будучи студенткой, заинтересовалась инфразвуком и возможностью его использования для прогнозирования таких явлений, как, например, пожары или землетрясения. В 2018-м по программе «УМНИК» она выиграла грант «Разработка и исследование цифровых технологий сбора, обработки и моделирования пространственно-распределенных данных об инфразвуковых событиях природного и техногенного характера на территории Республики Алтай». В этом направлении продолжает работать и сейчас.

– Я всегда была «почемучкой». Мне было интересно узнавать, что и как работает, природу каких-либо явлений, – поделилась воспоминаниями Варвара Юрьевна. – Мама как биолог поддерживала это мое стремление. В детстве она часто брала меня в университет. Я любила время экзаменов: сидела за последней партой и высматривала, у кого из студентов есть шпаргалки, потом подходила, протягивала руку и забирала их. В эти моменты чувствовала себя невероятно важной. Помню: как-то шли с мамой в университет, а навстречу – коллеги. Поздоровавшись, они спросили: «Что, Варя, ты тоже работать идешь?» Теперь действительно по утрам хожу в университет на работу, иногда в компании мамы.
– Почему для поступления вы выбрали ГАГУ?
– Я окончила школу с золотой медалью, но даже не думала поступать куда-то еще. Люблю Горно-Алтайск. Всегда знала, что в нашем университете сильный преподавательский состав, поддерживающий начинания активных студентов. Поэтому в 2016-м и поступила в ФМИТИ (физико-математический и инженерно-технологический институт ГАГУ).
– Мамина работа повлияла на ваш выбор?
– Какого-то давления мама не оказывала, но я все детство провела в стенах университета, и это, несомненно, оставило свой отпечаток. В какой-то момент поняла, что хочу работать в ГАГУ, и на четвертом курсе в рамках практики попросилась в Центр развития науки и инноваций. Постепенно осознала, что хочу попробовать свои силы в преподавательской деятельности.
С февраля 2021 года В.Ю. Сафонова была специалистом Центра развития науки и инноваций ГАГУ, в сентябре 2022-го стала ассистентом на кафедре экономики, туризма и прикладной информатики, а позже – куратором академической группы. Варвара Юрьевна ведет лабораторные и практические занятия по курсам «Информационные системы и технологии», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Операционные системы». Сегодня она самый молодой преподаватель университета.
О планах на будущее Варвара Юрьевна говорит так: «Хотела бы развиваться сама и развивать интересные мне области науки. Одной из целей являются написание и защита кандидатской диссертации».

С дедушкой и бабушкой
О.В. Сафронова
В.Ю. Сафронова

Софья Тудашева,
Медиацентр ГАГУ

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...