Важен порядок

55

Председатель Комитета ГС – ЭК РА по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике С.К. Тимошенский ответил на вопросы редакции «ЗА», какие сложности видят депутаты в проведении земельной амнистии и насколько оправданы опасения избирателей от ее результатов.

– Сергей Константинович, расскажите об основных итогах круглого стола на тему «О реализации земельной амнистии в туризме на территории РА», прошедшего в парламенте 4 марта.
– Первопричиной его проведения стал ряд вопросов, волнующих предпринимателей и в целом население из разных районов. Чтобы напрямую поговорить о проблемных вещах, была мысль собрать специалистов.
Первое: мы услышали позицию электрических сетей с точки зрения применения тарифов к легализующемуся туристическому бизнесу. В практике энергоснабжающих организаций были случаи, когда к объекту, возведенному на участке для ИЖС, при выявлении, что тот ведет коммерческую деятельность, применялся повышенный тариф, перерасчет по которому производился за три предыдущих года.
На круглом столе представитель Россетей озвучил, что при подаче заявления на энергоснабжение в рамках земельной амнистии новые тарифы будут вводиться начиная с даты, когда будет заключен договор. По стоимости подключения однозначной суммы нет – каждый случай рассматривается индивидуально (необходимы ли кабель, КТП, столбы и пр.).
Был вопрос по поводу сезонной тарификации для гостевых домов общей площадью 50 – 60 кв. м на землях ИЖС. То есть зимой, когда туристов нет, собственники могли бы рассчитываться за потребляемую электроэнергию по льготному тарифу, уставленному для населения, а летом, когда они предоставляют услуги временного проживания на своей территории, по тарифам выше. Такое разграничение пока изучается. Думаю, владельцам подобных объектов не стоит переживать и, скорее всего, тарифы останутся льготными – как для всех физлиц.
Но если человек на своем участке построил недвижимость площадью 1000 – 1500 кв. м в три этажа изначально для гостиничного бизнеса, то тут уже нужно разбираться. По законодательству капитальное строение данного размера – предельно допустимая норма на землях ИЖС. То, что человек занимается предпринимательством, следует доказать. Только потом он должен платить по установленным для юрлиц тарифам.
В сегодняшних условиях действует мораторий на проверки. Их можно проводить лишь когда есть угроза жизни и здоровью людей, но этого, как правило, нет, и поэтому они пока блокируются. Получается, что нерадивые предприниматели пользуются положением, не пытаются узаконить свою деятельность и продолжают «играть» в то, что «к нам приезжают только гости». Отсюда вытекают проблемы, к примеру, с тем же электричеством. Потому что такие относительно крупные объекты потребляют не 15 кВт, как определено для индивидуальных домов, а не менее 30 – 50 кВт. Соответственно, в селе происходят перегрузка энергосистемы, сбои подачи электричества, отключения и т.п., что является частым явлением в Майминском и Чемальском районах. Люди, которые добросовестно платят за электроэнергию, задают вопросы: почему мы не получаем качественную услугу, с кого спрашивать за вышедшие из строя из-за скачков напряжения электроприборы?
Второй момент – на круглом столе мы обсудили проблемы с мусором. Понятно, на таком объекте, где жилой дом и некапитальные постройки для туристов, по прописке может числиться обычная семья, но в течение летнего периода на данной территории проживает совершенно другое количество людей и мусор появляется в ином объеме.
Как было отмечено, участникам земельной амнистии при признании их бизнеса легальным регоператор направит предложение о заключении договора на вывоз твердых бытовых отходов по их фактическому объему. Условно говоря, владелец туробъекта поставит у себя контейнер, как только он будет наполнен, вызовет службу, та приедет, погрузит и вывезет. Стоимость услуги будет исходить из количества вывезенных контейнеров по кубометрам.
– Как будут решаться вопросы по регистрации туристических объектов на земельных участках, не предназначенных для рекреации? Каков механизм начать работать «вбелую», к примеру, тем, у кого есть гостевые дома, построенные на приусадебном участке в черте населенного пункта?
– Земельная амнистия производится в рамках действующего Земельного кодекса РФ. Сбор заявлений, который завершится в конце текущей недели, направлен на то, чтобы посмотреть, у кого какая сложилась ситуация. Да, в основном неоформленные объекты, на которых осуществляется туристическая деятельность, построены на землях ИЖС. Например, на десяти сотках стоят жилой дом и несколько некапитальных строений. Тут подходы разные.
Первое – это может быть изменение Правил землепользования и застройки, действующих в населенном пункте, с расширением вида разрешенного использования того или иного участка.
Минэкономики хочет дополнить генеральные планы сельских поселений так, чтобы часть земель под индивидуальное жилищное строительство могла бы использоваться еще и для оказания каких-то коммерческих услуг.
По законодательству это возможно. Здесь мы смотрим механизмы, которые нам доступны. Когда Глава Республики Алтай Андрей Анатольевич Турчак произносит «амнистия», мы подразумеваем, конечно, что будет сделан шаг навстречу людям в части оформления участков и объектов.
Какая практика сложилась у нас? Процедура по переводу земли в другую категорию занимает в среднем полтора года. Сбор согласий правообладателей смежных участков, публичные слушания, внесение изменений в землеустроительные документы, регистрация в кадастре и т.д. Все это делается небыстро и требует финансов, которых у сельских поселений нет. К тому же там не хватает то специалистов, то компетенций… Рядовой житель превозмочь такие перипетии не всегда способен.
Сейчас на это устремлены многие ресурсы в республике, чтобы сделать все оперативно, тем более есть спрос сверху. Амнистия ускоряет эти бюджетные процессы – Минфин доводит средства до муниципальных образований на работы по оформлению кадастровых изменений, а ведь это зачастую ключевой момент.
Второй вариант по легализации деятельности в рамках действующего законодательства может быть следующим. Если участок ИЖС, на котором построен туробъект, большой и его площадь, к примеру, составляет 20 соток, то собственнику будет предложено размежевать его на два, где на одном останется жилой дом, а на втором будут находиться строения для туризма, которые тоже можно зарегистрировать как жилую недвижимость. Поскольку по установленной норме под постройку частного дома необходимо 6 соток, то это как раз приемлемо. Тем более индивидуальные жилые объекты снести почти невозможно – в данном случае на сторону гражданина уже встает Конституция.
– Если гостевой бизнес был открыт на сельхозземлях, тоже не предназначенных для ведения туристической деятельности, то должны ли подлежать сносу строения, которые граждане возвели собственными силами, ведь узаконить их сейчас сложно? Еще некоторое время назад власти республики активно продвигали среди населения идеи по открытию зеленых и гостевых домов, занятию агротуризмом…
– Страхи по поводу сноса у людей в большинстве неоправданны. Согласен, что, скорее всего, найдутся прецеденты, когда граждане построились на участках сельскохозяйственного назначения, допустим для выпаса скотины, где в принципе не должно быть строений. Однако не стоит забывать, что есть сельскохозяйственные земли для производства, подразумевающего строительство капитальных объектов, к примеру цехов переработки.
В подобных ситуациях нужно подать заявление и предпринять действия по внесению изменений в генеральный план, смене категории земли и т.п., и только тогда можно будет легализоваться.
К людям, которые не пожелают участвовать в земельной амнистии и оставят у себя все как есть, рано или поздно придут с проверками, и их деятельность будет обнаружена.
Позиция «найдите, докажите» должна уйти. Нужен порядок в земельных вопросах.
Мы возлагаем на туризм много задач, но получаем много негатива и понимаем почему. Потому что многие работают по каким-то непонятным серым схемам. Развивая свой турбизнес на землях сельского хозяйства, они платят сельхозналог в размере всего 3000 рублей с гектара в год, не принося в бюджет больше ничего. Вместе с этим нагрузка, которая возникает в результате приема гостей, распределяется на весь регион в виде дорожных пробок, неубранного мусора, сбоев подачи электричества и т.п. Люди все это ощущают на себе и негодуют.
В этом случае недовольство должно быть в адрес не туризма, а конкретного недобросовестного предпринимателя, предоставляющего туристические услуги. И тут возможны персональные вещи, о которых говорит глава республики.
Если доход сельхозтоваропроизводителя от сельского хозяйства составляет не менее 70% и он оказывает услуги по размещению туристов, то такая деятельность на землях данной категории по закону допустима.
Аграрный туризм люди зачастую понимают как туризм, развивающийся на землях сельхозназначения. Нет. Агротуризм – это когда ты занимаешься сельским хозяйством (например, пасешь скотину, продаешь мясо), а вдобавок оказываешь туристические услуги (сдаешь сколько-то домиков и т.п.), доход от которых не должен превышать 30% в совокупном с агродеятельностью объеме. А не так, когда ты берешь сельхозземлю, производство ставишь на клюшку, коров пускаешь под нож, строишь турбазу и говоришь: «У меня сельский туризм». У тебя обычный туризм на землях сельхозназначения. Это как бы игра слов, но смысл как раз в этом.
А вот если мы видим фермерское хозяйство, которое занимается производством сельхозпродукции, с этого оно зарабатывает деньги, дает рабочие места и поставило сколько-то домиков, чтобы люди приехали и посмотрели на это все, тогда никаких вопросов не будет. Либо нужно переводить землю в другую категорию и только тогда возводить гостиницу.
Агротуризм – это когда у человека есть возможность разместиться и поучаствовать в процессе аграрного труда или производства. Но если сложилась прецедентная ситуация, то, на мой взгляд, отмежуйте 50 соток, переведите в рекреацию и занимайтесь гостиничным бизнесом, уплачивая налоги как за гостиницу, а не как за пашню или пастбище. Это снимет напряжение. Налоговые отчисления пойдут в бюджет сельского поселения. Тогда самая близкая власть для нас сможет решать какие-то насущные вопросы.
– Что показывает практика проводимых мероприятий по земельной амнистии в муниципальных образованиях?
– В целом земельная амнистия предполагает упорядочивание и легализацию уже сформировавшихся объектов на протяжении ряда лет в результате, так скажем, бездействия и той и другой стороны. Сейчас во многих поселениях жилье сдают в аренду. Казалось бы, у каждого есть на это гражданское право. Но закон все же разграничивает, что есть аренда, а что – гостиничные услуги. Там, где есть сервис – питание, экскурсии, смена постельного белья, уборка и другое, – это будет являться гостиничным делом. Люди должны такое понимать и идти навстречу, то есть подать заявление на земельную амнистию. Муниципальные образования изначально должны предусматривать на своих территориях участки для рекреации в объеме не менее 10% для желающих вести турбизнес.
Некоторые ждут принятия законопроекта о гостевых домах, о чем тоже шла речь на круглом столе. Я считаю, нужно не ждать, а однозначно принимать участие в нашей процедуре. Одно другому не мешает и не противоречит. Подходы к гостевым домам в будущем законе говорят о том же, то есть о допуске людей до оказания гостиничных услуг на землях ИЖС. В части тарифов тоже предполагается применение как к коммерческим предприятиям. Еще надо будет пройти самоклассификацию (более упрощенную форму в сравнении с гостиницами), включиться в Реестр классифицированных объектов и стать плательщиком туристического налога.
В современном мире все платят налоги. Во многих странах неуплата налогов – серьезное преступление, грозящее наказанием наряду с другими уголовными деяниями.
Как бы болезненно ни было, но надо воспитывать в обществе понимание, что собранные налоги лежат в основе существования государства, решения его задач.
Число поданных заявлений на сегодня приблизилось к полутора тысячам. Это колоссальный эффект. У нас в республике зарегистрировано 600 коллективных мест размещения, из которых 350 – классифицированные. Прирост по этому показателю мы получили уже на 400%! Прежде прибавлялось в среднем на 5% в год. Значит, это все не зря. Амнистия направлена на то, чтобы помочь людям узаконить свою работу.
– Если житель республики не воспользуется предоставленной возможностью и не подаст заявления о легализации своего бизнеса до 14 марта, сможет ли он сделать это позже?
– Скорее всего, нет. Но у него всегда есть право написать заявление об изменении разрешенного вида использования участка. Однако надо будет смотреть, где эта территория находится, мешает ли туристическая деятельность соседям. По сельхозземлям внесение изменений в генпланы населенных пунктов с учетом концепции их развития тоже возможно. В каждом случае нужен и важен диалог.

Беседовала
Наталия Манышева

цукаываываываыва