
В России после ликвидации крепостного права началась масштабная реформа местного самоуправления. Многие понятия и решения Земской реформы 1864 года остались в том или ином виде до сих пор. В их числе и институт сельских старост. В Российской империи старостам был определен больший круг полномочий, где можно обнаружить обязанности современного участкового, налогового инспектора и даже мирового судьи. Должность старосты была оплачиваемой из взносов подведомственной ему общины. Тем не менее, как писал общественный деятель, член III Государственной Думы В.В. Тенишев: «Ввиду трудного двойственного положения старосты, сопряженного с хлопотами и плохо вознаграждаемого, лучшие люди деревни всячески стараются избавиться от этой должности; но вместе с тем и крестьяне в большинстве случаев людей энергичных и выдающихся не любят выбирать, боясь быть у них потом в подчинении».
В современной России возрождение сельских старост началось, когда Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ) дополнили ст. 27 о старосте сельского населенного пункта.
Чем сегодня занимается староста населенного пункта и есть ли у него возможности и полномочия для улучшения жизни на селе? С этими вопросами мы обратились к старосте села Удаловка Дмитриевского сельского поселения Турочакского района Надежде Морозовой.
Личное дело
Надежда Николаевна Морозова родилась 6 августа 1969 года в г. Барнауле. После окончания средней школы поступила в Барнаульский вечерний моторостроительный техникум на специальность «обработка металла резаньем». Затем работала контролером на Алтайском моторном заводе, контролером ОТК на Барнаульском химзаводе. С началом эпохи перемен и развалом предприятий трудилась машинисткой, продавцом, занималась предпринимательской деятельностью. После выхода на пенсию в начале 2000-х переехала в село Удаловка Турочакского района на постоянное место жительства.
– Я в этой должности нахожусь уже давно, с 2017 года, – рассказала Надежда Николаевна. – Сначала, после своего переезда в Удаловку, была секретарем участковой избирательной комиссии, кстати, являюсь им до сих пор. А потом, когда институт старост ввели у нас в республике, к нам приехал тогдашний глава района Владислав Васильевич Рябченко, и в клубе, буквально прижав к стенке (смеется), сказал, что надо идти в старосты. Я и согласилась. Потом уже в 2022 году меня вновь переизбрали на эту должность.
В круг моих обязанностей входят оформление ходатайств относительно обращений граждан, согласования границ расположения мест сбора твердых коммунальных отходов и водозаборных колонок, контроль за работой уличного освещения, за противопожарной безопасностью (сжигание сухой травы, разведение костров), своевременное оповещение служб контроля об аварийных ситуациях электролиний и водоснабжения, передача данных об угрозе подтоплений, чистка улиц от снега, наказание за свободный выгул домашних животных и так далее.
– Действительно, очень широк круг ваших обязанностей. В вашем селе какие самые насущные проблемы?
– Наша Удаловка – маленькая деревня, но с большими проблемами. Взять хотя бы электрические сети. Как только дунет ветерок, у нас сразу все отрывается, отключается, люди мне названивают, я по телефону начинаю терзать электриков. В общем, какой-то заколдованный круг. Сети старые, изношенные, давно уже пора менять.
В 2017 году сделали водопровод в селе. Наконец-то обновили нашу водонапорную башню, старая была уже вся проржавевшая, латали, чинили ее без перерыва. Так вот, провели воду, люди охотно подключались. Это же какая радость – вода в доме! Потом выяснилось, что на такое количество населения башня не рассчитана, напор совсем слабенький. Те, кто на краю деревни живут, вообще по ночам вынуждены стирать, тогда хотя бы какой-то напор есть.
– Надежда Николаевна, что же вас побудило переехать из Барнаула в маленькую деревню?
– Вышла на пенсию, в городе тогда был полный развал, безработица. У мужа здесь был небольшой участок. Приехали, посмотрели и решили сюда перебраться. Красиво здесь, сосны вокруг, Бия рядом шумит. Как не влюбиться в эти места! Вообще в Удаловке много приезжих живет. Население – 194 человека, из них 32 ребенка до 18 лет. Есть начальная школа, она давно уже требует ремонта, сейчас там учатся девять ребятишек: трое в третьем классе и шесть первоклашек. Есть сельский клуб и библиотека, тоже хотелось бы капитально отремонтировать здание, где они располагаются, несколько магазинов.
Взрослое трудоспособное население работает в основном на вахтах. Наши дети после окончания начальной школы продолжают учебу в Дмитриевке в 10 километрах отсюда. Тут тоже свои проблемы. Школьный автобус их увозит после уроков, а различные секции, тренировки или занятия в кружках – по вечерам. Приходится родителям, кто имеет такую возможность, уже самим возить детей.
– Интересный у вас дом, Надежда Николаевна, вроде как новостройка, а с другой стороны, и не похож на новый.
– Пожар у нас был, трагедия. Раньше это был двухквартирник. Сосед сдавал свою половину, и несколько лет назад один жилец, как он объяснял потом, вынес остывшую золу из печки на крыльцо и зачем-то накрыл ведро тряпкой. В итоге тряпка вспыхнула, следом крыльцо, ну и моментально огонь охватил весь дом. Недаром говорят, что люди проявляются в беде. Так я скажу: нам помогали всем селом. Сумели спасти часть вещей, документы, мебель. Дом, конечно, от огня сильно пострадал, но еще больше – от последствий тушения.
С дочкой, зятем и внуками собрали спасенные вещи и пошли в другое место. Хорошо, нас пустили пожить в пустующий дом. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В итоге мы выкупили земельный участок и вместо двухквартирника теперь у нас один большой дом.
– Какая у вас красивая, просторная кухня…
– Это не только кухня, – смеется Надежда Николаевна. – Еще и мой рабочий кабинет. Здесь принимаю посетителей, здесь обсуждаю всякие насущные проблемы. В общем, не отходя от кастрюль, исполняю свои должностные обязанности.
– Надежда Николаевна, а поддержка у вас есть со стороны сельского поселения, районных властей?
– Да, есть. Глава Дмитриевского сельского поселения Василий Сергеевич Акпыжаев всегда на связи, всегда готов помочь чем может, поддержать.
Что касается района… Вы же знаете нашу проблему с руководством. Сейчас главы района нет, а его обязанности исполняет Николай Павлович Ялбакпашев. Еще молодой человек, умный, грамотный, специалист своего дела, но, на мой взгляд, ему не хватает полномочий. Все-таки приставка «исполняющий обязанности» дает о себе знать, и это не на пользу всему району.
– Ваша должность выборная, кроме того, она подразумевает широкий круг обязанностей и при этом неоплачиваемая?
– Есть вознаграждение в размере целых 500 рублей. Ну что тут сделаешь? Кому-то же надо делать эту работу. В конце концов, я здесь живу, и пока в силах сделать что-то для своей деревни и жителей, буду это делать. Не все же мерить деньгами. Уйду я, все равно кто-нибудь придет на мое место.
При этом Надежда Николаевна внимательно посмотрела на свою дочь.
– Не, мама, даже не смотри на меня, – замахала руками Ольга. – У меня своя работа есть.
– Это точно, – вздохнула Надежда Николаевна. – В деревне у нас работы нет. Дочь в Турочаке работает. У нас даже почтальона убрали сейчас. Мы спросили, как же нам быть с пенсиями, нам в Почте России ответили, что раз в неделю будут привозить в Дмитриевку, там и будем получать. При этом нарушатся все сроки получения пенсий, официальной корреспонденции и так далее. В войну, по-моему, такого не было, тогда почта как часы работала. Вы мне статью, если напишете, пришлите хоть как-нибудь.
– А в электронном виде можно? – спросила дочь Ольга.
– Не надо, – возразила Надежда Николаевна. – Я привыкла к бумажной газете: чтобы в руках подержать, не спеша почитать, потом сохранить на память.
У нас еще одна больная тема. Мы очень хотим в деревне иметь свой стадион. Выделили под него участок, я смогла договориться и прогрейдировали, теперь необходимо благоустроить и огородить. Своими силами не получится это сделать. Вернее, мы можем сварить ворота, потом прибрать площадку, выйдем всем селом и сделаем все, что надо. Нам только с ограждением надо помочь. Наш депутат Госсобрания Владислав Васильевич Рябченко пообещал из депутатских средств это сделать. Но в этом году 80-летие Победы, и эти деньги ему пришлось направить на благоустройство памятников. Остаемся пока без стадиона.
– Надежда Николаевна, а кто там будет заниматься? Детей у вас немного, ну в футбол им погонять. А еще кто?
– У нас много кто там будет, – горячится она. – Вот мы сейчас занимаемся скандинавской ходьбой. Женщины моего возраста и постарше собираются и вынуждены ходить по трассе. Больше ведь негде. Машины сигналят, а мы бодро топаем. Это же неправильно и небезопасно! А вот был бы свой стадион – совсем другое дело!
Мы тоже не останемся в стороне от празднования 80-летия Победы. У нас береговая зона пустая, решили там сделать Аллею Славы. Высадим деревья, поставим скамеечки, благоустроим наш небольшой парк.
После долгого разговора пришло время прощаться. На улице по обе стороны двери неподвижно, как сфинксы, сидели два больших кота: белый и рыжий. Со стороны трассы темнел сосновый бор, а на другой стороне темнела река. Она только сбросила с себя лед и тихо несла свои уставшие воды. Над Бией неслись низкие весенние тучи, у берега стоял трактор, рядом вверх днищем лежала рыбацкая лодка. Тихо было в Удаловке, казалось, сама природа замерла в ожидании весеннего шума и половодья, которое вот-вот случится.
20 марта 2025 года Владимир Путин подписал Федеральный закон №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Документ направлен на развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. Одно из ключевых нововведений – развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления. Она предусмотрена в трех видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом установлена возможность сохранения двухуровневой системы (сельские или городские поселения и муниципальные районы) для субъектов РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности. Критерием определения границ муниципального образования станет транспортная доступность до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. Будет учитываться специфика территорий с низкой плотностью населения, отдаленных и труднодоступных местностей.
Сергей Иванов
Фото Владимира Сухова