О ключевой ставке и ценовой стабильности

159

На заседании 21 марта Банк России сохранил ключевую ставку
на уровне 21 процента годовых. С чем связано это решение
и как оно повлияет на инфляцию? Что происходит с ценами
в Республике Алтай? Как изменилась структура сбережений жителей региона? Об этом и не только – разговор с управляющим Отделением Банка России
в Республике Алтай Надеждой ДОНСКИХ.

– Надежда Александровна, в марте Банк России вновь оставил размер ключевой ставки без изменений, на уровне 21% годовых. Почему было принято именно такое решение?

– Мы видим, что наша политика высоких ставок уже дает результаты: текущие темпы роста цен постепенно замедляются. Однако сказываются ценовое давление и ожидания населения и бизнеса в отношении инфляции. Рост внутреннего спроса по-прежнему значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Это означает, что нам требуется в течение длительного времени сохранять высокие ставки в экономике для снижения инфляции до 4% в следующем году – именно это значение Банк России считает оптимальным для комфортной жизни людей и экономического развития страны.

– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, как работает ключевая ставка.

– Основной механизм ее действия можно упрощенно объяснить следующим образом. С помощью ключевой ставки Банк России влияет на спрос в экономике и затем на инфляцию. От размера ключевой ставки зависят процентные ставки, в частности по банковским кредитам и депозитам.

Когда спрос в экономике растет быстрее, чем предложение товаров и услуг, повышается инфляция. Чтобы ее снизить, Банк России увеличивает ключевую ставку – при ее повышении повышаются и проценты по вкладам и кредитам. В такой ситуации люди предпочитают больше сберегать и меньше тратить. В результате через некоторое время снижается спрос на товары и услуги, продавцам сложнее повышать цены, даже когда издержки растут, и инфляция замедляется. Нужно помнить, что эффект от изменения ключевой ставки не происходит моментально. В полной мере он проявляется через 3 – 6 кварталов.

Но это не значит, что мы всегда только повышаем ставку. Система работает и в обратную сторону. Чтобы поддержать экономику, когда спрос падает, мы снижаем ставку. Например, в пандемию снизили до 4,5%.

– По стране годовая инфляция в феврале составила 10,1%. Каковы данные по Республике Алтай? Есть ли региональные особенности?

– По данным Росстата, в феврале годовая инфляция в нашем регионе снизилась до 10,2% после 11% в январе. Значимый вклад в такую динамику внесло замедление годового роста цен на аренду квартир. Причина – увеличение предложения услуг долгосрочной аренды. Стало больше предложений аренды квартир в новостройках. В 2024 году в республике ввод жилья в многоквартирных домах вырос почти в два раза. Многие собственники квартир решили сдавать их в аренду, в том числе помесячно. Такая же ситуация и на вторичном рынке – владельцы квартир при переезде в другое жилье предпочитают сдавать их, а не продавать.

Однако отмечу: динамика цен на аренду квартир в нашем регионе очень изменчива. Поскольку рынок недвижимости все-таки небольшой, увеличение спроса может быстро привести к повышению цен.

Также в феврале в годовом выражении медленнее росли цены на непродовольственные товары. На фоне роста сберегательной активности жителей региона уменьшился спрос на некоторые предметы длительного пользования, например на подержанные иномарки. Поэтому и цены на них росли медленнее.

– А как изменились цены на продукты?

– Цены на разные категории продуктов вели себя по-разному: что-то подорожало сильно, что-то – умеренно, что-то даже подешевело. Замедлился годовой рост цен на твердые и мягкие сыры, сливочное масло, пельмени, манты, фарш – в магазинах республики их стало больше, потому что наши региональные производители нарастили производство этих продуктов. Во многих сетевых супермаркетах республики появились собственные мини-пекарни, где пекут хлеб и другие мучные изделия. Больше предложений – медленнее рост цен на хлебобулочную продукцию.

Цены на некоторые овощи, например на картофель, капусту и лук, росли быстрее – в прошлом году в сибирских регионах снизился урожай этих овощей, следовательно, и на прилавках наших магазинов их стало меньше. Торговые сети поставляли эти овощи из других регионов. Расходы на их доставку выше, чем из соседних с нами регионов, из-за удаленности и роста стоимости грузоперевозок.

– Вы отметили рост сберегательной активности населения республики. Мы стали хранить больше средств на вкладах? И как обстоят дела с кредитами?

– Да, мы видим, что высокие процентные ставки поддерживают интерес наших жителей к сбережениям. По последним имеющимся данным, на 1 марта жители республики хранили на текущих счетах и вкладах 21,4 миллиарда рублей, что на 22% выше, чем на начало марта прошлого года.

Портфель розничных кредитов за 12 месяцев вырос на 7%, а в марте прошлого года этот показатель составлял 26%. Разница существенная. То есть рост кредитования замедлился. Умеренные темпы кредитования будут сдерживать избыточный спрос, что приведет к снижению инфляции.

– Эти тенденции как-то повлияли на потребительское поведение наших жителей?

– Мы видим, что снижается спрос на некоторые товары длительного пользования, например на электроинструменты, бытовую технику, посуду. Об этом сообщали предприятия республики – участники проекта Банка России «Мониторинг предприятий».

В то же время продолжается рост оборота общественного питания, объемов платных услуг. На это также влияет увеличение спроса со стороны гостей региона, которые приезжают к нам на отдых. И хотя предложение ресторанов, кафе, гостиниц в республике увеличивается, оно все еще не успевает за растущим спросом. Поэтому пока о сформировавшихся устойчивых тенденциях замедления потребительской активности в нашем регионе говорить рано.

– Значит, спрос и у нас в регионе, и по стране пока растет быстрее предложения товаров и услуг. Разве не лучше снизить ключевую ставку и стимулировать производство, чтобы оно успевало за спросом?

– Давайте на минуту представим, что сегодня снизилась ключевая ставка и за ней ставки по вкладам и кредитам. Что тогда произойдет? Депозиты перестанут быть привлекательными, кредиты станут дешевле, спрос на товары и услуги вырастет и еще сильнее будет опережать предложение. Однако предприятия не смогут резко нарастить выпуск товаров, чтобы удовлетворить спрос. Ведь мгновенно запустить новые производства и быстро найти для них дополнительные рабочие руки невозможно. Поэтому они просто поднимут цены на свою продукцию. В результате в экономике вырастут не объемы производства, а цены.

То есть из экономики нельзя «выжать» больше того, что она способна дать в своем текущем состоянии. Это можно сравнить с двигателем автомобиля. Если пытаться ехать быстрее, чем задано его конструкцией, и изо всех сил давить на газ, двигатель может перегреться и вы остановитесь. Повышенная инфляция является индикатором состояния перегрева экономики, поэтому нельзя дать ей еще больше «раскалиться». В текущей ситуации для того, чтобы снизить инфляцию и вернуть ее к цели, требуется охладить спрос и дать возможность производству его догнать. Этому и служит сейчас высокая ключевая ставка.

– И в завершение скажите нашим читателям, когда же нам ожидать снижения инфляции.

– По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики к 4% годовая инфляция вернется в 2026 году и будет находиться в пределах этого значения в дальнейшем. При такой инфляции средства граждан будут защищены от обесценения, а кредиты будут недорогими. Ценовая стабильность – необходимое условие для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния людей.

Полина Александрова
Фото пресс-службы Отделения – НБ Республики Алтай

цукаываываываыва