
– Рустам Николаевич, поиск путей решения проблем по обращению с безнадзорными животными в нашей республике идет не первый год. Этот вопрос продолжает звучать остро, поскольку пострадавших от нападения бездомных собак меньше не становится. Жалуются люди и на ненадлежащее содержание четвероногих в домашних условиях. К какому мнению на круглом столе пришли его участники?
– Отмечу, что это мероприятие в стенах республиканского парламента проводилось с целью найти и выработать действенные механизмы, как снизить численность бродячих животных, как побудить хозяев питомцев стать ответственнее, как в целом усилить работу в этом направлении на территории нашего региона, – подчеркнул важность вопроса собеседник. – По данным Минсельхоза Республики Алтай, в 2024-м
от укусов собак в республике пострадали 463 человека. На круглом столе мы говорили о том, что необходимо регулировать численность безнадзорных животных – они часто являются переносчиками и распространителями опасных для человека заболеваний, в том числе смертельных, таких как бешенство. В связи с этим важно прививать от инфекций всех сельскохозяйственных животных. Предложения были высказаны разные. Предлагалось упростить процедуру предоставления земельных участков общественным некоммерческим объединениям, которые создают приюты для безнадзорных животных в муниципальных образованиях. Говорилось о необходимости повышения штрафов за безответственное отношение хозяев к домашним питомцам, о просвещении населения в целях предупреждения безнадзорности четвероногих, воспитании гуманного к ним отношения, особенно среди детей, с привлечением образовательных учреждений и родительских сообществ. Городские власти предлагают на общественных территориях обустраивать площадки для выгула и дрессировки собак. В целом звучало мнение о совершенствовании законодательства в части содержания домашних животных начиная от внедрения их обязательной регистрации до предоставления грантовой поддержки НКО по профилактике ситуации.
– Что собой представляет обязательная регистрация домашних животных?
– Первая задача, которую мы должны выполнить, – провести процедуру по их идентификации. Практика чипирования сельскохозяйственных животных внедрена, к ней существуют определенные требования. Почему бы такое не применять к кошкам и собакам? Хотелось бы, чтобы на федеральном уровне данные условия были четко прописаны. Тогда в субъектах, в том числе в Республике Алтай, будет проще вести борьбу с безнадзорными животными. Более 50 процентов из фиксируемых случаев укусов приходится именно на собак, имеющих хозяина. В частном домовладении они часто содержатся не по установленным правилам – без вольера, без привязи. Когда выявляется предполагаемый владелец собаки, покусавшей кого-то, тот просто-напросто отказывается от животного, пытаясь убедить, что этот пес случайно забежал к нему во двор, а сам он никакого отношения к случившемуся не имеет, и доказать обратное невозможно.
– Какие санкции применяются к гражданам, которые бросают животных, отказываясь их кормить, ухаживать за ними?
– Сегодня действуют такие меры административного воздействия на нерадивых хозяев питомцев, как предупреждение, затем наложение штрафа в сумме 500 рублей, если ничего не делается для устранения нарушения. Далее при повторном выявлении несоблюдения установленных правил человека могут привлечь к уплате штрафа в 5000 рублей. Это, по нашему мнению, мизер и нисколько не образумливает людей. В настоящее время широко обсуждается вопрос по увеличению размера штрафных санкций за ненадлежащее обращение с животными. Опять же повысить их возможно лишь при внесении изменений в федеральное законодательство.
– Как вы видите профилактическую и информационную работу среди населения по предупреждению того, чтобы животных не выбрасывали на улицу, не оставляли их на голодное существование? В советское время наряду с другими активно работали добровольные клубы собаководов. Там объединялись заводчики различных пород, которые ставили вопросы не только содержания и ухода, но также и тренировок, состязаний, ведения родословной и т.п. То есть собирались любители, а задачи ими решались профессиональные…
– Совместно с правительством региона наш депутатский корпус прорабатывает вопрос о вовлечении населения, а особенно детей, в мероприятия, задачей которых является воспитание ответственного отношения к домашним четвероногим питомцам. Например, в образовательных учреждениях с определенной периодичностью можно проводить в качестве дополнительных к основному учебному процессу занятий уроки доброты. У нас в регионе, насколько известно, есть три общественные организации, которые занимаются защитой прав кошек и собак, – это «Держи лапу», «Котопес» и «Дом, где лает счастье». Можно приглашать их специалистов на такие совместные уроки, где они участвовали бы, может быть, даже со своими питомцами, наглядно показывая школьникам, как следует ухаживать за щенками и котятами, рассказывая, в каком внимании со стороны хозяина те нуждаются. То есть такую любовь и заботу нужно взращивать с детства, тогда в обществе отношение к братьям нашим меньшим можно будет изменить. Нужно заинтересовать и вовлечь граждан в этот образовательный процесс, организовать взаимодействие общественников с Миноброзования и муниципалитетами, проводить с их участием совместные рейды. Следующий шаг – оказание помощи государства в виде грантов, таким образом направлять бюджетные средства на покупку тех же чипов, проведение вакцинации, стерилизации.
– Эвтаназия животных как негуманный метод в нашем государстве запрещена. Как еще можно регулировать численность потомства безнадзорных собак, кошек? По большому счету, вся проблема в бесчеловечном поведении людей, не так ли?
– Конечно. Основная проблема идет от человека. Изначально собака не была бесхозяйной. Когда кто-то берет себе питомца, он должен отчетливо понимать, что в первую очередь возлагает на себя ответственность за живое существо. Производить отстрел, травить, умерщвлять любым способом собак, кошек, поедать их мясо, как принято в некоторых культурах, согласно нашим законам считается жестоким обращением с животным и влечет уголовное наказание. В отношении бродячих наши действия предопределены: отловили, привили, стерилизовали, чтобы не было бесконтрольного потомства, и отпустили туда, где поймали. А если у четвероногого есть хозяин, то животное должно содержаться согласно рекомендациям ветеринарной службы в первую очередь. Но федеральный закон пока не имеет конкретных правил, где были бы прописаны всесторонне и представлены максимально все случаи, как нам обращаться с животными. Соответственно, в субъектах мы не можем отрегулировать правоотношения в этой части самостоятельно. Например, как расценить агрессию животного? Каковы критерии? Допустим, во дворе многоквартирного дома определенный человек по своей воле подкармливает бездомного пса. К нему животное относится по-доброму, с благодарностью. Но если эта собака вблизи увидит незнакомого, есть большая вероятность, что она может наброситься, искусать и прочее. Так будет ли это агрессией? В чем и когда она проявляется? Какие последствия для животного должны быть в этом случае? Кто ответит за его поступок? Непонятно.
– Ну а к людям как относиться, когда те вопреки мнению и даже в ущерб окружающим, соседям заводят многочисленное поголовье собак и кошек в квартире или в частном доме, создавая рассадник различных инфекций, провоцируя угрозу жизни и здоровью других граждан, целенаправленно формируя источник шума в виде бесконечного лая или ночных завываний? Нельзя ли это как-то ограничить? Ведь это повсеместная проблема.
– Тут тоже нет однозначного понимания. Может, при содержании большого числа домашних питомцев на относительно небольшой жилой площади человеку нужно проходить какой-то минимум подготовки на предмет, сможет ли он справляться с таким хозяйством при всей своей любви к ним. У нас сегодня этого нет, даже по отношению к владельцам собак бойцовских пород, таких как, например, питбультерьер или стаффордширский терьер и других. Еще раз отмечу: необходимо понимать ответственность и за содержание, и за поступки подопечных. И здесь снова нужно сказать: будут чипы – появится возможность требовать. Ждем, кода примут общий закон. Хотя внедрение грантовой поддержки мы вправе вводить уже сейчас и это поспособствовало бы сдвинуть решение проблем с мертвой точки.
– В ведении аграрного комитета находятся вопросы правового регулирования оборота земель сельхозназначения. В сложившихся в нашей республике условиях сегодня есть ряд проблем по использованию таких территорий. Что предпринимается для выправления положения?
– Большая важная задача, которая стоит перед комитетом, – сохранить наши сельскохозяйственные земли. В этих целях в прошлом году на законодательном уровне был введен мораторий на приватизацию земель данной категории, который будет действовать до 2029 года. Сложилась, считаю, непозволительная практика, когда недобросовестные арендаторы, получив в аренду несколько гектаров, по прошествии трех лет выкупают эту землю у муниципального образования, переводят в другую категорию (к примеру, для ведения дачного хозяйства), размежевывают, дробя на более мелкие участки (в среднем по 8 – 10 соток), и выставляют на продажу. То есть не развивают сельхознаправления, а просто наживаются! Такой куплей-продажей нашей земли часто занимались граждане из-за пределов республики.
Это в корне неправильно. Отныне на арендодателя возложен регулярный контроль над использованием земельных участков по целевому предназначению. Если арендатор будет добросовестно исполнять свои обязательства, вести хозяйство, выращивать корма, скот, то и вопросов к нему не будет. Иначе договор аренды придется расторгнуть. Выкуп сельхозземли и оформление ее в собственность теперь запрещены.
В настоящее время нами дорабатывается законопроект об особо ценных землях сельхозназначения. Правительство Республики Алтай составит их сводный реестр. Данные территории нельзя будет переводить в другие категории и использовать в другом качестве. Критерии для придания статуса особо ценных земель разрабатываются совместно с научным сообществом. Для каждого района, климатической зоны присущи свои характеристики по уровню плодородности, по составу травяного покрова и прочему. В этом их уникальность. Думаю, данный закон мы сможем принять уже весной.
Кроме того, у нас в разработке и другой проект закона. Он касается установления минимального размера предоставляемого в пользование сельхозугодья. На сегодня это 10 соток, что и позволяет недобросовестным собственникам делить гектары на мелкие участки для перепродажи. Поэтому хотим поднять нижний предел выделяемой площади до 1 – 2,5 га. Пока это находится в обсуждении – необходимо многое учесть, чтобы не ущемить прав добросовестных землепользователей.
По отгонному животноводству мы тоже не уступаем в плане введения такого понятия в федеральное законодательство. Нашу инициативу поддерживают все регионы страны, где есть подобный вид традиционного содержания животных. Суть в том, чтобы этот закон позволил людям упростить процедуру получения земель для пастьбы скота на летних стойбищах в горах.
Беседовала Наталия Манышева
Фото: Звезда Алтая, А. Тырышкин