Светлые люди создают себя сами

140

В преддверии восьмидесятилетия Великой Победы советского народа над фашизмом
в моем сознании встают лица не только героев-фронтовиков и фронтовичек, земляков,
павших в кровопролитных и страшных боях за нашу Родину, но и тех людей, чье детство было попрано войной. Дети войны как могли приближали Победу в меру своих слабых сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…

Мне посчастливилось беседовать со многими из них, слушать и записывать их воспоминания, лицезреть плоды их большого самоотверженного труда. Эти плоды до сих пор служат всем нам, представителям новых поколений, хотя мы, к своему стыду, часто того не знаем или не замечаем. А надо бы знать – на самом деле мы многое умеем и далеко глядим не потому, что это мы такие сильные и инновационные, а потому, что подобны карликам, сидящим на плечах гигантов. И горе, великое горе тому карлику, что в водовороте сладкой жизни забудет о своих личных гигантах, взявших его на рамена!

Среди детей войны, конечно, немало женщин. У всех весьма непростая судьба, яркая, наполненная творческим трудом жизнь и преданное своей семье и любимому делу сердце. Первая из таких женщин, хранимых моей памятью, – замечательный человек, верная дочь Горного Алтая, поднимавшая физико-математический факультет ГАГПИ и на своих плечах пронесшая его честь и славу, старейший ветеран физмата Ия Юрьевна Шетеля. Эта статья – моя акция сопричастности. Хочется протянуть ниточку от каждого бьющегося сейчас юного сердца к сердцу наученному, пережившему главную катастрофу XX века, к человеку не сдавшемуся, выдюжившему, человеку-созидателю и строителю светлого будущего, видевшему сквозь призму восприятия мира ребенка – невинного, трогательного, наивного и так рано возмужавшего – самые страшные страницы истории, которая была, кажется, недавно, а может, уже и давно… Эта ниточка привяжет. И, может быть, удержит. Чтобы не оборвался мир. Такой, оказывается, хрупкий…

Ия Юрьевна родилась 30 апреля 1937 года в Мариинске Кемеровской области. Через месяц семья переехала в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск). В 1944-м поступила в первый класс школы №12, где училась до седьмого класса. В 1947-м была принята в пионеры, в 1951-м – в комсомол. Завершила обучение в городской школе №6.

В 1954 году поступила в Горно-Алтайский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, который окончила в 1960-м, и сразу была направлена учителем математики и физики в среднюю школу села Ело Онгудайского района. В том же году по месту жительства вышла замуж. Муж, Иван Дмитриевич Шетеля, был родом из крестьянской семьи, трудился шофером на станции скорой помощи.

С 1962 по 1965 год Ия Юрьевна работала учителем физики в средней школе №6, пока летом 1965-го семья Шетеля не переехала на родину Ивана Дмитриевича Украину в село Юрковка Ореховского района Запорожской области. Там молодой педагог на протяжении учебного года трудилась учителем физики в школе советской молодежи. В 1966-м семья вернулась в Горно-Алтайск. Ия Юрьевна продолжила работать в школе №6, однако преподавала уже не только физику, но и математику. В 1969-м по приглашению В.С. Полянского она поступила старшим преподавателем на кафедру математики ГАГПИ. С сентября 1976 года на общественных началах трудилась заместителем декана физико-математического факультета, а с января 1977-го была назначена штатным заместителем декана. В нашем вузе Ия Юрьевна проработала до 1997-го с небольшим перерывом в 1974 – 1975 учебном году, когда преподавала математику и физику в Горно-Алтайском медицинском училище.

На физико-математическом факультете Ия Юрьевна читала лекции и проводила практические занятия по методике преподавания и истории математики, решению математических задач, геометрии, руководила педагогической практикой студентов, подготовкой курсовых и дипломных работ. Она зарекомендовала себя как знающий специалист, высококвалифицированный педагог, занятиям которого свойственен высокий идейно-теоретический и научно-методический уровень. Как преподавателя и заместителя декана И.Ю. Шетеля всегда отличала человечность, внимательность, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным. Много сил и энергии она отдавала воспитательной работе и пользовалась заслуженным авторитетом среди студентов и преподавателей института.

Ия Юрьевна добросовестно относилась к любому порученному делу, неоднократно избиралась в местный комитет института, профбюро факультета. Она принимала активное участие в мероприятиях областного института усовершенствования учителей и отдела народного образования, вела большую работу по оказанию практической помощи учителям математики школ города и области. Неоднократно выезжала в районы Алтайского края для проведения экзаменов по внеконкурсному набору, постоянно участвовала в агитационной работе по новому набору. Во время командировок оказывала методическую помощь выпускникам факультета.

И.Ю. Шетеля награждена нагрудными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Почетный работник высшего профессионального образования России» и медалью «Ветеран труда».

Трудовые будни Ия Юрьевна всегда совмещала с ролями матери, бабушки, прабабушки – вырастила и достойно воспитала троих детей, пятерых внуков, помогает растить троих правнуков. В обучении и воспитании подрастающего поколения она видит смысл своей жизни. Находясь на заслуженном отдыхе, до сих пор остается верной своему педагогическому призванию: консультирует учеников и студентов по школьной и высшей математике, щедро делится богатым опытом с коллегами.

В январе 2025 года мне удалось побывать у Ии Юрьевны в гостях и записать ее воспоминания о детстве и юности. Их нельзя было слушать без слез… С каждым открывавшимся для меня новым обстоятельством жизни этой доброй, искренней, щедрой и отзывчивой женщины я все более и более понимал, где она, возрождая физмат, черпала силы для того, чтобы так неистово любить жизнь. Слушая рассказы Ии Юрьевны о ее жизненном пути, я понимал, что светлые люди такими не рождаются, они сами создают себя. Трудности терзали их, но они не ожесточились, не озлобились. Испытывали боль, но поклялись не передавать ее другим. Светлые люди – те, кто прошли сквозь огонь и медные трубы и решили, что с любовью, надеждой, стойкостью и состраданием жить намного лучше. Прочтите же, дорогие земляки, дабы укрепиться в этих добрых чувствах.

«Послевоенные годы…. Самое главное, они были спокойными, уже мало слышалось истошных криков женщин, но все-таки они были – еще шли похоронки из госпиталей. А мы, детвора Полетаевой улицы, собирались кучкой и мечтали: вернутся мужики, чьи-то отцы, старшие братья, и не надо будет таскать дрова из Улалушки, копать землю под картошку, будет наконец настоящий хлеб!

В школе больше не стояли у окон, опустив головы, те, в чьей семье очередная похоронка. Кажется, даже учителя стали добродушнее: меньше слышалось окриков во время перемен. В школе №12 была семейная пара Певзнеров: он – математик, она – историк. На их уроках не было шума: на истории все сидели с открытыми ртами, учительница рассказывала то, чего нельзя было найти в учебнике, на математике разбирали примеры из жизни, когда проблему можно было разрешить только с помощью математики.

Вернулись фронтовики, и зашумел город стройками, застучали топоры, начали появляться новые улицы. Так и в нашей семье появился дом. Переехали мы на улицу Продольную, рядом со школой №6. Разница чувствовалась во всем! Школа №12 – элитная: дети работников обкома КПСС, облисполкома, горкома, горисполкома, обл-
прокуратуры – и соответствующий подбор учителей. Школа №6 – дети рабочих, техничек, шоферов и т.д. Среди учителей много мужчин-фронтовиков. Г.Д. Сальников – математик, В.И. Параев – физик, К.И. Гребенников – трудовик, Н.А. Пупышев – физрук, любимец учеников и учителей, С.У. Пагур – химик, он не был на фронте по возрасту, ему в годы войны уже было за шестьдесят. Директора И.Я. Красновского сменил П.Л. Казанцев – фронтовик, историк. С такими учителями учиться плохо было просто стыдно! К сожалению, только год поработала в школе литератор Л.В. Кукушкина, тоже фронтовичка. Уникальный учитель: Пушкина, наверное, всего знала наизусть, Лермонтова – все поэмы, неслыханные до этого баллады. При таком коллективе учителей голова шла кругом – все предметы нравились. Но в 9-м классе пришел Д.И. Солодков – и математика затмила все!

Выбор был сделан: математика, черчение, рисование. Мечтала стать архитектором, но по сложившимся обстоятельствам в 1954 году стала студенткой физмата Горно-Алтайского пединститута.

Как всегда, на физмате был недобор. Пополнился факультет теми, кто не прошел по конкурсу в другие вузы – технические, медицинские, гуманитарные. В октябре 1954 года в Барнауле открылся мединститут, и наш факультет обеднел: две трети из пришлых уехали. Сплочение оставшихся происходило на сельхозработах. Студенты первого – третьего курсов физмата работали в Усть-Коксинском районе. Первого сентября колонна машин стояла у корпуса (того самого, где физмат находится сейчас). Все факультеты в основном уезжали в горы на сенозаготовку, а в Усть-Коксу – еще и на хлебоуборку. Группа наша состояла главным образом из простых ребят. Куратор Я.Е. Амстиславский – как-то в стороне, жил преимущественно в райцентре, раза три появлялся. А с нами были три старшекурсника – Гена Добрынин, Володя Тоймешев, Вася Шабураков и лаборант Володя Хазов. Они вкалывали вместе с нами. Вспоминать условия не особо хочется: баня – раз в месяц, жили в избушке три на три с половиной метра, спали вповалку на нарах все: нас 27 – 28 человек, старшие ребята и два или три тракториста. Переворачивались с боку на бок по команде и т.д. Правда, кормили неплохо, поварили по три человека (две девушки и один парень) по очереди. Но жили весело! В отличие от современной молодежи – скромно, с большим уважением друг к другу, с точки зрения пола, религии, нации, материального положения – все равны.

Отбыли мы 1 сентября, наша группа прибыла обратно 1 октября, другие на день раньше или позже. Учились как все студенты: были и «ботаники», и шпаргальщики-«умники». Что касается меня – не была ни тем ни другим: училась как получится, только бы не завалить экзамен (было стыдно перед учителями, родителями).

Второй курс начался с повторения прошлого: куратор тот же, ребята старшие – те же, только Володя Хазов не поехал, Усть-Кокса – село другое. Отличие в том, что возвращались два дня – 16 и 17 октября. Ночевали в Шебалино, спали в Доме культуры, сняли тент с машины, сшитый из общежитских одеял, постелили его на пол. Утром вышли, а в машине полкузова снега. В результате из двух групп шестеро туберкулезников: один умер, двое бросили учиться, остальные ушли в академический отпуск. Так я отстала на два года от своих сверстников (поступившие в 1954-м были последними, кто учился четыре года) и провела еще год в академотпуске. После этого я попала в группу вместе с Виталием Полянским – он перевелся из Бийска к жене Любови Константиновне Петросовой. Вместе с нами учился и В.Н. Ретюнский. Налегла на учебу. Группа была сумасшедшая: куратора мы не видели и не знали до пятого курса, нашими кураторами были комсомол и профсоюз. Как-то все делалось сообща – собирались все вместе и решали, делали без нажима, со смехом, с песнями.

Во время сессии, чтобы попасть в первую пятерку, очередь занимали в шесть утра, и первыми всегда были Полянские. Новый фильм – собирали всей группой на билеты Вале Мордвиновой и Любе Полянской – первая с уникальной памятью, у второй отличный слух. На другой день вся группа пела песни из нового фильма! Витя Ретюнский не получал стипендии, так вся группа его кормила: со стипендии – материальная помощь, с городских – овощи и что-нибудь еще. Как-то решили – поедем на Манжерокское озеро, скинулись, Виталий Полянский нашел машину.

После окончания учебы в 1960 году все разъехались кто куда, в основном по распределению. Я работала первые четыре года учителем физики, потом год преподавала математику и физику и еще четыре года – только математику.

В 1969-м случайно встретилась с В.С. Полянским, и по его инициативе оказалась на родном физмате в качестве старшего преподавателя кафедры математики и физики, где и проработала вплоть до ухода на заслуженный отдых. Это для меня действительно родной факультет, так как треть преподавателей были сокурсниками: И.П. Мингалев, В.С. и Л.К. Полянские, С.И. Красновский и чуть позднее – В.Н. Ретюнский. Работать было легко, так как знала, что рядом друзья, которые всегда помогут. Это был факультет, куда просились работать с других кафедр (педагоги, психологи, иностранцы и т.д.). Никто там никого не осуждал, не строили козни, ко всем относились доброжелательно и с уважением. Студенты наши были лучшими по многим показателям, жили одной семьей с соблюдением субординации.

А сколько радости было, когда наши питомцы защитили кандидатские диссертации и вернулись в родные стены! Вместе с ними и мы, простые преподаватели, почувствовали себя на соответствующем уровне. Не было снобизма, никто никогда не ставил себя выше других, такие у нас не задерживались. Мы всегда были вместе: вокальная группа – со студентами. Сценки, интермедии… Преподаватели и студенты могли вместе станцевать танец маленьких лебедей. Однако это не мешало хорошей дисциплине: студенты знали, что в случае чего их по головке не погладят, несмотря на недобор. Отчисляли не только за неуды, но и за серьезные провинности. Под стать преподавательскому составу был и коллектив лаборантов, в основном наши выпускники, дело свое они знали хорошо и всегда на практике могли заменить и нас, и друг друга. Они были неотъемлемой частью нашего коллектива, нашей большой и дружной семьи.

Начинал работу факультет с одним кандидатом наук, доцентом В.С. Полянским. Постепенно появлялись собственные: Л.И. Бортник, Л.К. Полянская, В.Ф. Пуркина, Б.В. Пахаев, М.Е. Деев и многие другие, уже наши питомцы. Факультет рос, твердо вставал на ноги. Жалко было расставаться, но жизнь ставила свои условия.

Долгой, плодотворной, интересной, насыщенной жизни тебе, родной физмат!»

Е.В. Кайгородов,
кандидат физико-математических наук, 
доцент Горно-Алтайского государственного университета

цукаываываываыва