
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Васильевича Кондакова – человека, который внес большой вклад в культуру Горного Алтая. Переоценить масштаб личности Георгия Васильевича просто невозможно. Он проявил себя во многих сферах деятельности, что свидетельствует о многогранности его личности: ученый, педагог, поэт, истинно интеллигентный и порядочный человек во всем.
В краткой справке из биобиблиографического справочника «Писатели Горного Алтая», вышедшего в 1988 году, отмечено: «Г.В. Кондаков родился 6 мая 1930 года в маленьком алтайском селении Сайдыс в семье крестьянина-бедняка. Окончил Горно-Алтайский национальный рабфак. В 1954 году после окончания Новосибирского педагогического института работал в областной национальной средней школе преподавателем русского языка и литературы, затем в областной газете «Звезда Алтая». С 1960 года по настоящее время работает преподавателем в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте, находится в постоянном и неутомимом творческом поиске. Г.В. Кондаков – автор многих поэтических книг, литературовед. Он занимается вопросами взаимосвязей русской и алтайской литератур. С 1965 года является членом Союза писателей СССР. В 1966 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Алтайский фольклор в произведениях русских и советских писателей».
За этой краткой справкой стоит целая жизнь, наполненная творческими исканиями и напряженной интеллектуальной работой ученого, педагога и талантливого поэта.
Большая часть жизни Георгия Васильевича прошла в стенах Горно-Алтайского педагогического института, в котором он проработал с 1960 по 1990 год. В 1965 – 1966 гг. он стал аспирантом Томского государственного университета, а уже в 1966-м
защитил кандидатскую диссертацию. Долгие годы был заведующим кафедрой литературы. Мне довелось, скорее, посчастливилось работать с Георгием Васильевичем в одном коллективе на кафедре литературы Горно-Алтайского пединститута на протяжение почти двух десятилетий в атмосфере дружелюбия, взаимной поддержки и глубокого уважения к коллегам. Его талант как преподавателя просто бесспорен. По глубине и основательности знаний, по эрудиции, по отношению к научной и преподавательской деятельности Георгий Васильевич был для коллег и студентов образцом ученого-педагога высочайшего уровня. Некоторые его ученики, трудно в это поверить, но до сих пор хранят его лекции, выверяя себя по ним.
Георгий Васильевич обладал энциклопедическими знаниями и тонким чувством слова. Неслучайно он читал один из самых сложных курсов – теорию литературы – предмет, которым владел в совершенстве. Именно этой дисциплиной во многом определяется уровень профессиональной подготовки студентов. Лекции Кондакова отличались личностным подходом, глубиной проблемного анализа, точностью идейно-эстетических оценок, широтой кругозора. На авторских спецкурсах и спецсеминарах Георгий Васильевич творчески реализовывал свои научные исследования. Такими были «Русско-алтайские литературные связи», «Поэзия XX века», «Поэзия XX века и музыка», «Поэтика». Студентам нелегко приходилось на этих занятиях, так как у Кондакова всегда был высокий критерий оценки их работ.
Особенно требователен был Георгий Васильевич к научно-теоретическому уровню предлагаемого студентам материала. Как заведующий кафедрой он регулярно посещал лекции молодых преподавателей. И это была не просто рутинная проформа. Вспоминаю, с каким волнением, почти трепетом я, молодой преподаватель, ожидала посещения заведующего кафедрой своей лекции. Георгий Васильевич не просто слушал, он вслушивался, не делая при этом никаких пометок. Тем удивительнее было для меня, что, детально анализируя лекцию, он отмечал все достоинства и недочеты, давал бесценные советы, столь важные для моей дальнейшей педагогической работы. Делал это он чрезвычайно деликатно. Надо отметить, что деликатность и интеллигентность в общении с коллегами и студентами были его отличительными чертами. И еще одним отличительным качеством Георгия Васильевича было умение слушать, которое дано далеко не всем. Слушать внимательно, вдумчиво, сразу улавливая суть сказанного. Он умел ценить и уважать собеседника. Думаю, что его профессионализм запомнился не только его коллегам, но и многочисленным студентам, которые имели счастье общаться с этим удивительным преподавателем, Учителем Божьей Милостью.
В культуру Горного Алтая Георгий Васильевич вошел прежде всего как поэт и как один из первых литературоведов региона. В 1965 году он стал членом Союза писателей СССР. В 1966-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Алтайский фольклор в произведениях русских и советских писателей». В этой фундаментальной работе Георгий Васильевич систематизировал и скрупулезно проследил этапы освоения алтайской тематики русскими писателями. В результате в его трудах представлена связь Алтая с литературами многих народов России и зарубежья.
Георгий Васильевич – автор нескольких солидных монографий. Среди них «Алтайский фольклор в творчестве В.Я. Шишкова» (1969), «Магнитное поле поэта. Сборник статей о русской и алтайской поэзии» (1976), «Связь времен. Сборник статей о русско-алтайских литературных связях дооктябрьского периодах» (1979), «Духовное согласие. Сборник статей о русско-алтайских литературных взаимосвязях советского периода» (1983). Именно эту книгу высоко оценил старейший писатель Сибири А.Л. Коптелов, тесную связь с которым долгое время поддерживал Георгий Васильевич. А.Л. Коптелов внимательно следил и за литературно-критической, и за литературоведческой работой Георгия Васильевича. Относительно книги «Духовное согласие» он в своем письме замечает: «…Очень рад, что теперь многолетняя работа стала книгой, весьма и весьма нужной. Она законно войдет в историю алтайской культуры, да и русской, конечно, тоже. Ваше исследование полно выверенного материала, колоссального по объему. Буду перечитывать».
Как отмечала известный литературовед З.С. Казагачева, «сам исследователь был по существу носителем двух культур – русской и алтайской. Он был аналитиком литературных процессов, которые отражают систему духовности русского и алтайского народов в их конкретной этнической истории и поэтическом видении мира. И в то же время как поэт и переводчик алтайской поэзии он был непосредственным проводником духовных взаимосвязей народов».
Перу Георгия Васильевича принадлежат девять поэтических книг. Среди них «Подлесок», «Песня ветерка», «Высокая земля», «Орлиный край», «Эдельвейс», «Сказки голубого кедра», «Свет твоих вершин», «Иней», «Оленный камень», «Праздник росы».
Для стихов Георгия Васильевича характерны особая тихая лиричность, интимность, я бы даже сказала, исповедальность и верность избранной тематике. Можно выделить несколько основных тем в его творчестве: это прославление Алтая, его дивной природы, России, отчего дома, любимой женщины. Все это концентрированно нашло отражение в последнем сборнике Георгия Васильевича «Праздник росы». В нем несколько разделов: «Алтай мой – колокол земли», «Природа радости и горя», «Если рядом сияет женщина», «При свете совести живет», «Победа – вечный памятник солдатам», «Праздник росы» и «Чорос. Этюды о художнике».
Как и большинство алтайских поэтов, Георгий Васильевич в своих стихах прославляет и поэтизирует природу родного края. Алтай в его поэзии предстает прежде всего величественным. Для Кондакова образ родной земли – это не только географическое понятие «освоенная территория» – это прежде всего духовное пространство, это микрокосм, это копия мира в целом: «Я связываю воедино природу, Родину, народ». Это не топографическая точка, а центр Вселенной: «Земля, где ты живешь, не глухомань,// Не глухомань, а центр мирозданья». Георгию Васильевичу удалось, на мой взгляд, в полной мере постичь, говоря его же словами, «страны гористый дух», раскрыть слияние человека и мира, нерасторжимость взаимосвязи микрокосма человека и макрокосма природы.
В поэтическом мире Георгия Васильевича горы занимают особое место. Думается, это неслучайно. Образ горы в архаической традиции восходит к мифологеме «мирового древа». Гора воспринимается как образ мира, как модель Вселенной. В ней отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Вспомним, что в мировой культуре священные свойства некоторых гор общепризнанны. Горы Олимп, Синай, Кайлас, Фавор, Хира, Каф, Меру стали общемировыми культурными символами, идеальными местами для медитации и духовного преображения.
Письмо от Леонида Николаевича Вышеславского – поэта и прозаика
«Дорогой Георгий Васильевич!
Возвратясь из большой поездки, застал Ваш замечательный подарок! (Речь идет о сборнике стихов «Свет твоих вершин».) Спешу поблагодарить и выразить свое восхищение.
Я, признаться, не предполагал, что Вы поэт столь интересный и самобытный. Вы делаете великое дело: открываете в нашей поэзии Алтай, озаряете ее светом его вершин. В книге много живых черт жизни, и это основное. «Ненавижу всякую мертвечину, – сказал поэт, – мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал».
Читая вашу книгу, я заново бродил по таежным тропам, заново ехал в автобусе по Чуйскому тракту, снова любовался Катунью и Чемалом.
Вы идете по очень верному пути в искусстве, и я от души желаю Вам еще бОльших успехов. Еще раз большое спасибо.
Прошу передать привет всем, кому дорого поэтическое слово.
Ваш Леонид Вышеславский.
От 22 марта 1981 года. Киев»
Извещение в архиве
«Уважаемый товарищ Кондаков! Государственная ордена Трудового Красного Знамени Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина с благодарностью подтверждает получение от Вас двух экземпляров книги «Иней», на которую поступили заявки из библиотеки Конгресса США и библиотеки Гарвардского университета США. С уважением и пожеланием больших творческих успехов.»
Кстати, публичная библиотека известила позднее Г.В. Кондакова о том, что его литературоведческая книга «Связь времен» в соответствии с заявкой направлена в США.
Продолжение читайте здесь.
Н.С. ГРЕБЕННИКОВА