Василиса Донбай: «Я всегда рисовала с легкостью»

109

В гостях у художника

Юность и мастерство, кажется, несовместимы. Глядя на работы члена Союза художников России Василисы Донбай, удивляешься, что все-таки это бывает. Легкая, тонкая и немного сказочная девушка обладает ярким творческим мышлением. В ее картинах хочется затеряться – как в сказочных мирах!
А еще Василиса интересный собеседник. Мы встретились с ней в уютной художественной студии, где за чашкой ароматного кофе поговорили
о ее творческом пути и, конечно, об искусстве.

– Василиса, насколько мне известно, вы росли в творческой среде. Расскажите о своей семье.
– С папиной стороны у нас в роду много архитекторов. Дедушка Сергей Лаврентьевич Донбай тоже работал архитектором, но в какой-то момент его увлекла литературная деятельность, он стал писателем, уже много лет является главным редактором журнала «Огни Кузбасса». Папа, священник и религиовед Лаврентий Донбай, по первому образованию инженер-строитель, но в итоге выбрал духовный путь.
Моя мама Ирина Донбай профессионально занимается музыкой. Бабушка и дедушка по линии мамы – известные в нашей республике художники Светлана Георгиевна и Александр Ильич Козловцевы.
– А кем вы мечтали стать в детстве?
– Сначала феей-балериной, потом дизайнером, глядя на своего дядю, который профессионально занимается дизайнерским искусством. Дядя Женя живет в Кемерове, мы очень дружим. В детстве у меня было особое отношение к дизайнерам. Я и сейчас считаю, что это очень крутые люди.
Потом был период, когда я занималась музыкой. Здесь, пожалуй, уже мама оказала на меня влияние. Я увлеклась вокалом и фортепиано, было желание продолжить музыкальную линию.
– Но все-таки пошли по художественному направлению…
– Однажды мама предложила попробовать поступить в Санкт-Петербургский государственный художественный лицей Б.В. Иогансона (СХШ) при Российской академии художеств им. Ильи Репина. Год готовилась и поступила, определив таким образом свой профессиональный путь. Ведь параллельно с музыкой я обучалась изобразительному искусству в Горно-Алтайской детской художественной школе имени В.Н. Костина. Училась как у бабушки, так и у других преподавателей. Не могу сказать, что стремилась стать художником, просто мне нравилось рисовать. Лишь потом, когда уже училась в лицее, начала подумывать, что из меня может получиться художник.
Рисовала я всегда с легкостью, а с музыкой, кстати, было не так. Она давалась мне немножко на надрыве, хотя, конечно, музыку всегда любила и люблю.
На самом деле я сама не знаю, как меня так угораздило (смеется). Это все совпало с периодом учебы в старших классах, упорной подготовкой к экзаменам. Когда мама предложила поступать в лицей, то я просто согласилась, особо не раздумывая.
– Оказалось, что попадание точное?
– Да. Я не жалею об этом выборе.


– Бабушкины картины, наверное, вас вдохновляли на творчество в детстве?
– Мы с ней очень похожи и близки, я как бы «вытекаю» из нее, я ее продолжение. Нас объединяют общие интересы, нам нравятся одни и те же художники, мы любим поговорить о искусстве. Так было с детства. Помню, как бабушка звала меня, открывала альбом с репродукциями или, найдя в компьютере что-то интересное, говорила: «Васюша, иди сюда, сейчас я тебе одного художника покажу, смотри, какие у него прекрасные работы!»
– Может быть, она уже тогда в душе верила, что воспитает в вас продолжение?
– Наверное, это просто было очень органичное общение, которое помогло мне понять, а потом и принять эту профессию.


– Свой старт вы получили в нашей городской художественной школе. Чем она вам запомнилась?
– Очень люблю нашу худшколу. Мне посчастливилось учиться у высокопрофессиональных педагогов, которые дали качественные знания. Школа постоянно развивается под руководством директора Натальи Николаевны Романенко, с ней нас объединяют дружеские отношения.
С теплом вспоминаю время, проведенное там. Образовательный процесс строился так, что он не воспринимался как учеба, несмотря на всю нагрузку и довольно строгие требования преподавателей. Всегда шла в художественную школу как на какой-то праздник.


– Расскажите о периоде учебы в Санкт-Петербурге. Сколько лет он длился?
– Я окончила художественный лицей, где проучилась два года. Сначала попала на архитектурное направление, а через полгода перевелась к живописцам. Далее в академию тоже поступала на живопись.
– Российская академия художеств им. Ильи Репина – это же очень старый вуз со своими традициями и историей…
– Да, там очень атмосферно – настоящий Хогвартс! Много таинственных закоулков… Вуз построен еще при Екатерине Великой, там учились все наши мэтры художественного искусства.
Раньше в академии, как в своем закрытом мире, жили педагоги и учащиеся. Представьте себе: отдают туда ребенка, и он там находится несколько лет подряд – учится, формируется как личность.
– Санкт-Петербург – уникальный город. Он вдохновляет вас как художника?
– На самом деле меня вдохновляет исключительно мой родной Алтай, который очень люблю. Сейчас живу на два города, балансирую между Питером и Горно-Алтайском. Когда приезжаю на малую родину, у меня как будто какие-то чакры открываются. Что касается Санкт-Петербурга, признаюсь, что очень долго и болезненно к нему привыкала. Я приехала туда, когда мне было 16 лет, помню, как сильно хотела домой. Наверное, принимать этот город сердцем начинаю только сейчас, когда там у меня появились близкие и друзья.
Добавлю, что у меня, во всяком случае на тот момент, не было желания уехать из Горно-Алтайска, жить подальше от родителей, «покорять» другие города.
– Зато вы прошли такую школу, учились у мэтров.
– Это бесспорно. Мне посчастливилось учиться у руководителя мастерской церковно-исторической живописи профессора Александра Константиновича Крылова. Он серьезно занимается фресками, их изучением и сохранением, издал об этом немало книг.

– Уточните, по какой специализации вы учились в академии.
– Монументальная церковно-историческая живопись. Те, кто был на нашей совместной с бабушкой Светланой Козловцевой выставке «Ветер и тишина», проходившей минувшей осенью в Национальном музее им. А.В. Анохина, могли увидеть мою дипломную работу – проект росписи храма в честь Спаса Всемилостивого.
– Почему выбор пал на храмовую живопись? Возможно, сказалось влияние вашего папы – священнослужителя?
– Думаю, такой выбор тоже был сделан благодаря бабушке. В какой-то момент она очень увлеклась этой мастерской. Однажды, когда в мои лицейские годы бабушка приехала ко мне в Питер, мы ходили на защиту ребят. Мне тоже понравились атмосфера, работы мастеров и студентов, вот я и решила, что пойду в дальнейшем туда учиться.
Вообще эта мастерская считается очень сильной школой. Например, наш преподаватель по рисунку Иван Дмитриевич Москвин – главный художник Казанского собора. Такие вот серьезные люди.
– И там вы соприкоснулись с миром церковной живописи?..
– Да. У нас на Алтае не встретишь таких образцов древнерусской фрески. И, конечно, я начала по-настоящему понимать и чувствовать это искусство, когда училась. У нас каждое лето были выездные практики, где мы копировали фрески, жили в разных монастырях, работали в старинных храмах. При этом испытываешь особые чувства, радуешься, что можешь во всех тонкостях увидеть, как они писали.
– Это, наверное, очень интересно.
– Мне вообще вся фресковая живопись, будь то древнерусская, европейская, индийская, китайская или какая-то еще, кажется наивысшим проявлением искусства. В архитектурном пространстве фреска существует вне рамок, она выходит за пределы полотна и становится частью мира вокруг тебя. Это какой-то такой микрокосмос.
В общем, это удивительное и очень масштабное искусство, где действуют свои живописные законы.
– Учеба давалась вам трудно?
– Непросто. Преподаватели у нас были достаточно жесткие, особо с нами не церемонились. Но в то же время, так как в мастерской нас обучалось не очень много, к каждому выстраивался личный подход. Наряду со строгостью со стороны педагогов ощущались понимание и поддержка. Можно сказать, воспитывали нас кнутом и пряником.
В числе преподавателей было немало представителей старшего поколения с советской закалкой. В их числе люди, вышедшие из блокадного Ленинграда, пережившие перестройку, 1990-е – они повидали жизнь. Конечно, общение с ними бесценно.
– Все-таки Санкт-Петербург стал частью вашей жизни, после окончания академии вы много времени проводите там.
– В 2023-м я окончила вуз. Там прошло немало лет, теперь меня многое связывает с этим городом. К счастью, в современном мире преодолевать тысячи километров не проблема. Я вообще очень люблю путешествовать. Могу вечером купить самый дешевый, «горящий» билет куда-нибудь, а утром следующего дня улететь.
– В путешествиях пишите картины?
– Обязательно! У меня много этюдов и зарисовок из поездок.
– Как можно назвать ваш стиль? Ведь работы у вас такие разные…
– Мои работы с натуры больше близки к классической живописи. Ну а творческие вещи – на то они и творческие, что создаются просто от души и в свободной форме. Я не сторонник писать с фотографий, люблю брать образы и идеи из головы.
– Я заметила, что в вашем творчестве многое связано с мотивами путешествий: дорога куда-то убегает, лодка уплывает, географические карты, корабли…
– Мне нравится переосмысливать тему пути – и не только в пространственном, географическом смысле, но и в духовном. Через свои картины задаюсь вопросом, зачем мы приходим в этот мир и куда движемся, каков вообще путь у человека.
– Возможно, это и поиск себя.
– Я не так давно окончила обучение и начинаю расправлять свои крылья, чтобы самостоятельно двигаться вперед. В моей голове еще только начали затихать голоса профессоров, наставников – видимо, это и есть взросление.
– А кого считаете своим главным наставником? Чей голос для вас самый важный?
– В профессиональном плане – бабушкин, впрочем, и по жизни тоже. А вообще вся моя семья для меня очень важна. У меня мудрые родители, всегда прислушиваюсь к тому, что они говорят.
– Если уж мы заговорили о семье. Недавно вы вышли замуж. Расскажите немного о своем супруге.
– Даниил во всем меня поддерживает, мы с мужем хорошо понимаем друг друга. Наше знакомство состоялось в годы учебы, вместе учились в художественном лицее, потом в академии. Я училась в лицее лишь два последних школьных года, а он – с 5 класса. Однако в дальнейшем Даниил получил юридическое образование, сейчас занимается строительством. Сферы деятельности у нас разные, но остается много общего, в том числе и наше окружение – друзья-художники, которые также с нами учились.
– В завершение нашей беседы поделитесь творческими планами.
– Раскрою тайну. Сейчас активно занимаюсь новым проектом, суть которого – продвижение русской культуры в странах зарубежья. Мы живем в непростое время, когда особенно важно рассказывать о нашем искусстве и людях, создающих его. Важно, чтобы не только в России, но и за ее пределами люди понимали, насколько у нас мощная и глубокая культура. На этом этапе пока не буду вдаваться в подробности, но планов у нас много, в том числе и организация передвижных выставок в зарубежных государствах.
– Василиса, удачи вам в ваших проектах и новых творческих побед! Спасибо за интересную встречу!

Светлана Костина

Фото автора

цукаываываываыва