
В День святых Петра и Февронии в нашей стране принято отмечать супружеские пары, что достойно проходят свой жизненный путь рука об руку, неся в общество тепло и радость. Накануне, следуя традиции, в столице нашего региона государственные награды вручили более чем 70 представителям таких семейных союзов из разных муниципальных образований Республики Алтай, в том числе Сергею Ивановичу и Нине Михайловне Волжиным из Горно-Алтайска, некоторое время назад перешедшим пятидесятилетний рубеж совместной жизни. Корреспондент «ЗА» побывал в гостях у семейной пары, чтобы расспросить об их собственных «рецептах» счастья.
– Сережа, встречай, к нам уже пришли! – послышался женский голос из открытого окна в ответ на мой телефонный звонок, а к калитке уже бодро спешил мужчина, о котором ну никак не скажешь, что ему за семьдесят.
Сергей Иванович вежливо пригласил пройти, и с первых минут, да что там – секунд, я поняла, что попала в мир добра, любви, дружбы и уважения.
Живут Волжины на Омской улице. На небольшом участке в глубине усадьбы стоит их добротный дом, проходя к которому, невольно замечаешь, как к каждому уголку здесь приложена крепкая хозяйская рука. Повсюду пышут цветы, а на без единой соринки грядках зреет урожай.
Радушные хозяева усадили меня за стол с угощениями, налили ароматного чая, заваренного из свежих луговых трав… А ведь еще за пару часов до этого я была только в поиске их номера телефона…
Рассказы об истории создания семьи Волжиных можно поделить на две категории, исходя из женской и мужской логики.
Сергей Иванович только начал перечислять факты и этапы биографии и трудового пути, как Нина Михайловна ласково поправила мужа:
– Сереж, ну что ты сразу: «Нас перевели». Надо поинтереснее. До этого мы поженились, а прежде еще четыре года встречались…
Знакомство будущих супругов произошло в 1970 году на первом курсе химико-биологического факультета Горно-Алтайского пединститута. Он учился в третьей группе, она – в пятой. Парней среди сокурсников было не так много. Сергей Волжин отличался аккуратностью, был подтянутым и шустрым. Однажды на лекции Нина Семенова задержала на нем свой взгляд, может, потому что ее привлекли его волнистые волосы… Юноша, заметив интерес девушки к своей персоне, с непосредственностью спросил: «Ты что уставилась?» Нину эти слова слегка задели: «Ну, ты меня еще узнаешь», – подумала она, хотя ничего конкретного в виду не имела, конечно.
Далее в учебе проходили недели, месяцы, молодые люди не находили повода подружиться. Сергей вскоре увлекся туризмом, вступил в институтский клуб «Горизонт», работавший под началом четы Неустроевых. Начались тренировки, соревнования…
Приближались новогодние праздники. Сергей неожиданно для Нины предложил ей справить Новый год вместе со своими одногруппниками… Вскоре товарищеское общение переросло в любовь, которая связывает их по сей день.
– Когда мы стали встречаться, я узнала, насколько Сережа скромный и стеснительный, и те первые сказанные им в мой адрес слова, как оказалось, стали для него неким защитным усилием, выраженным открыто, без притворств. Искренний, добрый, открытый – это меня тронуло больше всего. В семье моих родителей всегда ценились именно такие человеческие качества, – вспоминала Нина Михайловна.
Спортивные увлечения Сергея притянули и Нину. Студенческая пара вместе с другими ребятами отправлялась по туристическим маршрутам разной сложности – ходили в лыжные походы, сплавлялись на байдарках.
– В молодые годы у нас была насыщенная и увлекательная туристско-спортивная жизнь. Сергей с командой много выезжал на соревнования – по региону, по стране. Он ветеран спорта. Мы и теперь по возможности участвуем во всех мероприятиях спортсменов-водников – конечно, уже в качестве группы поддержки.
– Прошли все крупные реки у нас – Бию, Катунь, Чую, Чулышман, Башкаус. Последний, кстати, относится к водным объектам высшей категории сложности – сплав с остановками по нему мы осуществляли на протяжении 38 суток, – добавил Сергей Иванович.
Те спортивные преодоления закаляли характер обоих.
Нина Михайловна родом из села Шебалино. Мама Капиталина Степановна была медиком, работала в СЭС, папа Михаил Степанович – водителем, воспитывали трех дочерей.
– Мама была очень мудрой. Нас, дочерей, она наставляла, как относиться к мужчине, что своего мужа нужно любить «всякого и боготворить не только за хорошие дела: он может заболеть, может быть не в духе». Порой, работая за двоих на сенокосе или по хозяйству, приговаривала: «Папу надо беречь…» А если в семье что не так, то «все начинается с женщины…», – приводила слова своей матери собеседница.
Нина Михайловна признается, что способность понимать людей, помогать им были привиты ей как раз родителями, которые друг друга очень любили и свои чувства проявляли в повседневных мелочах.
Мать и отец Сергея Ивановича всю жизнь прожили в Горно-Алтайске. Мария Алексеевна работала в сфере торговли – заведовала складом в старом универмаге, была добросовестным работником, умело вела домашнее хозяйство. Иван Михайлович – участник Великой Отечественной войны, дважды был серьезно ранен. Военную службу окончил на Дальнем Востоке после победы советских войск над Японией. Вернувшись домой, он трудился столяром, плотничал.
– Нас, детей, росло двое у родителей. Отец был строгим, со сложным характером, особо не баловал нас с братом, но научил своему ремеслу. Мама ко всем относилась с вниманием, душевной теплотой, чуткостью, – рассказывал о своем детстве Сергей Волжин.
На пятом курсе института студенческая пара решила пожениться, и в декабре сыграли свадьбу.
По окончании учебы молодых педагогов распределили в Хмелевскую школу Заринского района, что в Алтайском крае. По приезде в далекое село им выделили комнатку в общежитии, где из мебели было две железных кровати и ученический стол, который принесли из интерната. Кое-что из вещей привезли родители.
Супруги ждали первенца, поэтому Нине довелось учительствовать всего три дня, затем она ушла в декретный отпуск. А Сергею пришлось брать на себя 36 уроков в неделю, ведь в сельской школе ждали двоих – и биолога, и химика.
Пыль иногда стояла до потолка от ссор и конфликтов, вспоминают супруги. Муж уставал на работе, жена – дома с малышом. Помощи со стороны не было, но выход, помогавший справиться с трудностями, всегда находился.
Волжины с рождением второго ребенка тянуть не стали. Старшему Антону было чуть меньше двух с половиной, как на свет появился еще один сын – Денис.
Пролетели три года. Отработав положенный срок, молодая семья перебралась поближе к родным. Поселились в Шебалино. На новом месте им предоставили жилье.
Вскоре Нина Михайловна устроилась учителем биологии в школу. А Сергей Иванович пошел, как говорится, по партийной линии. Сначала его пригласили инструктором в райисполком. Затем избрали председателем Шебалинского сельского совета депутатов. После работал в орготделе Шебалинского райкома, потом парторгом в Барагашском совхозе. Секретарем райисполкома он являлся до переломного для всей страны момента, произошедшего в августе 1991-го.
Тогда Сергей Волжин вернулся в педагогику, преподавал химию в Шебалинской школе. Затем его назначили директором этого образовательного учреждения.
«Нин, а поедем жить в город», – однажды предложил Сергей Иванович своей супруге, на что она, привыкшая всегда безоглядно следовать за ним, с радостью согласилась.
Так они поселились в пустовавшем после ухода из жизни родителей доме, в котором семья живет и сейчас. Навели порядок, что-то доделали, что-то переделали сами и с помощью уже подросших сыновей. Теперь это уже настоящее родовое гнездо.
– Антон и Денис выучились, создали свои семьи. Они как два наших крыла, – сказала Нина Михайловна о своих детях. – Старший по профессии стоматолог-ортопед, младший – ветеран правоохранительных органов.
У Нины Михайловны и Сергея Ивановича три внука и внучка – Маша и Данил (дети Антона), Дима и Артем (дети Дениса).
– Да, история нашей семьи началась с того взгляда на лекции, – шутя заметил Сергей Иванович. – Мы прожили в браке 50 лет. Не знаю, много это или мало. У семьи временного ценза, наверное, нет. Кто-то может прожить вместе ярко, как пламя, 20 лет, а кто-то – 70 просуществовать по привычке. Наша семья в этом смысле где-то посередке. Обыкновенная, земная. Настоящая такой и должна быть, мне кажется. У нас разногласий всегда было и остается достаточно, но мы дополняем друг друга. Она как хозяйка старается соответствовать, я – тоже. Не думаю, что все просто может быть в семье. Почему молодежь сейчас ищет легких путей? Потому что не хотят брать ответственность за другого. А семья – это прежде всего ответственность. Ребенка к семейной жизни должны готовить своим примером родители. Я не знаю, как будут строить свою жизнь наши внуки, но мы получили советскую закалку. Семейные ценности были очень развиты, и их нам в свое время привили. Наши дети эти уроки, хочу верить, тоже успешно усвоили.
– Модели семьи разные, – продолжила тему Нина Михайловна. – Невозможно дать однозначные советы всем. Я придерживаюсь правила, что если что-то не понравилось, проглоти комочек, выдержи паузу, а позже спроси, почему так случилось. Терпение, смирение, умение просить прощения и прощать очень важны в семейных отношениях. Ссориться можно, но, главное, надо уметь мириться.
Волжины в Горно-Алтайске живут с 1996 года. Нина Михайловна более двадцати лет до выхода на заслуженный отдых работала психологом в Гимназии №3. Сергей Иванович много лет посвятил деятельности в секретарской компании «Веритас», также трудился в других структурах.
Одна из семейных традиций четы – маленькие праздники для двоих по субботам с вкусным чаем, оригинальным собственноручно приготовленным блюдом из рыбы или мяса.
Каждый сам творец своего счастья, но творение – это труд. В случае семьи – труд двоих людей. Тогда тепло дома и радость общения друг с другом не иссякнут.

Наталия Манышева
Фото автора и из семейного архива С.И. и Н.М. Волжиных







