Охота пущи неволи?

176

В 2009 году проходил в Генеральной прокуратуре РФ согласование на должность прокурора Республики Алтай. Кадровик весь день водил по кабинетам начальников главных управлений, заместителей Генерального прокурора РФ. Когда выходили из очередного кабинета, сочувственно предупреждал: «Это что, ерунда, вот будет главное собеседование с Генеральным прокурором Ю.Я. Чайкой, вот здесь готовься». Встречу с Юрием Яковлевичем, как заключительный аккорд, запланировали на утро следующего дня. Ночь в гостинице не спал, волновался и готовился, изучал статистику о преступности, экономике, сведения о всех событиях с начала года в республике. Прибыв утром к Генеральному прокурору в кабинет, был приятно удивлен тем, что он встал, пожал руку и задал неожиданный вопрос: «Вы охотник?» Сразу понял, что речь пойдет о трагической охоте с падением вертолета, которая произошла в регионе несколько месяцев назад.

– Юрий Яковлевич, охотничий билет есть, но…
– Никакой охоты на Алтае, – перебил он меня и веско добавил: – Сказал ясно, надеюсь.
– Есть, – четко, по-военному ответил я.

Практически на этом наша встреча и закончилась. Забегая вперед, скажу, что свое обещание выполнил на 100 процентов. На охоту в республике и в Алтайском крае не выезжал ни разу. А с годами, тем более в отставке, вообще потерял интерес к этому занятию.

С далекого 1978 года, когда начал службу следователем прокуратуры в Бийске, помню рассказ прокурора-криминалиста края А.В. Казимира. Во время стажировки в кабинете криминалистики он подробно рассказал о своем выезде на место происшествия в Залесовский район. Там во время охоты на зайца погиб генерал Мошков, руководитель одной силовой структуры. Участник охоты второй секретарь РК КПСС Залесовского района с горечью поведал, что генерал выстрелил в зайца из двухствольного ружья «Зауэр», попал, заяц волчком закрутился на траве. Он схватил ружье за ствол и хотел добить зайца ударом, но промахнулся, приклад ударился о мерзлую землю, спусковой крючок второго заряженного ствола сорвался с предохранителя и раздался выстрел. Заряд дроби попал в грудь – и тут же смерть. Вот так нелепо закончилась карьера перспективного генерала.

Не забывается совет опытного прокурора района мне, его молодому заместителю: «Никогда не езди на открытие охоты». Тут же красочно рассказал, что творилось в этот период в сельском районе, где он служил. Открытие охоты в субботу, однако уже в среду в районе невозможно было решить какие-либо вопросы. Секретари райкомов, председатели колхозов, директора совхозов, руководители исполкомов и районных служб, силовых структур и суда пропадали с рабочих мест. Проводили закрытые встречи, на которых формировались команды охотников из давно проверенных и верных друзей, решали, в какое место едут, кто и что берет собой. На выбранные места выдвигались личные водители и другие подчиненные, готовились станы, отсыпались дороги, заранее завозились продукты и спиртное. Утром в пятницу на рабочем месте никого уже нет. На вопрос: «А где Иван Иванович?» ответ один: «Уехал по хозяйствам, будет только в понедельник». Тут мой шеф с улыбкой добавлял, что начиналась другая охота. В районе оказывалось столько свободных женщин, что никто не отказывал в свиданиях. Вечером в воскресенье домой привозили бесчувственные «бревна», это были незадачливые охотники-руководители. Только ко вторнику они приходили в себя, стыдливо прятали глаза – тут уже не до семейных разборок. Район постепенно возвращался в нормальный трудовой ритм.

Этому напутствию уже почти 40 лет. Что переживать по поводу семейных отношений, здоровья азартных любителей охоты, посиневших от спиртного за несколько дней беспробудного пьянства? В эти дни расходы на патроны, спиртное, бензин, плату водителям и помощникам, встречу высоких гостей, ублажение их были сопоставимы с районным бюджетом на медицину и образование. Только не говорите, что все это оплачивалось из своего кармана. А моральные и нравственные издержки? Ведь все это видели простые труженики и дети.

А сколько было нелепых трагедий с крушением техники и гибелью вип-персон? И при этом ничем не оправданная жестокость по отношению к нашим меньшим братьям. В начале 2000-х годов известные в Барнауле чиновник и бизнесмен расстреляли медведицу с медвежатами, с помощью местных жителей выгнав ее из берлоги. Откуда эта мода у нашей элиты, такая жестокость и вседозволенность? Я не говорю о промысловиках и любителях поохотиться с ружьишком, побродить пешком по полям и лесу, выслеживая зверя, как бы на равных, давая ему шанс. Конечно, кое-что изменилось с тех пор, но не все.

Много написано про королевские охоты на оленей и трепетную лань, царские охоты с соколами, боярские утехи с гончими на волков и зайцев. Но вот произошло великое историческое событие – свершилась Октябрьская революция, народ взял власть в свои руки. И что изменилось? В детстве прочитал рассказ о том, как вождь мирового пролетариата Ленин после Октябрьской революции, отдыхая, охотился в Подмосковье. На него вышла лиса, но он не выстрелил, зверь отпрыгнул и скрылся в зарослях. На вопрос подбежавшего егеря, почему не стрелял, Ильич смущенно улыбнулся и сказал: «Уж больно красивая была». Тогда по-детски восхищался его гуманизмом, любовью к живой природе. Но так ли это было?

Очень много воспоминаний родных и соратников Ульянова-Ленина об охоте. Еще далеко до революции он любил походить с ружьем по полям имения материи, ведь небедные были его родители. Отец получил от царя дворянское звание, что дало возможность всем детям дать высшее образование, а потом жить на его пенсию. Охотился он и в ссылке в Шушенском. Не нашел описания его охоты в эмиграции, там не побалуешься. А вот с возвращением из-за границы в Петроград 1917 году – сколько хотите.

Открываю официальные тексты «Воспоминания о В.И. Ленине», том 1, 1956 г., и том 2, 1957 г. Государственное издательство политической литературы, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Выше их уже некуда, все выверено до мельчайших подробностей. И наперебой рассказы об охоте Ильича на лис, зайцев, волков, белых куропаток, вальдшнепов, тетеревов, рябчиков, уток и прочую дичь. Были загоны, егеря, использовался всякий транспорт, в том числе аэросани, крестьянские телеги, по нескольку дней ночевки в крестьянских избах и в шалашах. Выезды в Смоленскую губернию, но в большей степени в окрестности Москвы и резиденцию в Горках. Составы сопровождающих менялись, наиболее чаще упоминаются его брат Дмитрий, нарком здравоохранения, комендант Кремля Мальков, приемный сын его сестры Анны Лозгачев-Елизаров, видные советские партийные деятели Крыленко, Рудзутак и другие.

Мальков пишет: «Живо сохранились в памяти моей поездки с Лениным на охоту. Это был любимый вид отдыха Владимира Ильича. Ленин буквально преображался на охоте». Лозгачев-Елизаров вспоминает: «В хорошие воскресные дни устраивались вылазки в окрестные леса. При этом Владимир Ильич и его брат Дмитрий с ружьями бродили по лесу часами, охотясь за дичью вдвоем в сопровождении шофера или кого-либо из сотрудников охраны. Подсобный рабочий гаража Совнаркома Михаил Плешаков, сам заядлый охотник, знавший все ближние и дальние места, где гнездилась дичь, специально прикомандировался к Ильичу и возил его по богатым зверем местам. Владимир Ильич подчинялся охотничьему авторитету дяди Миши и ночевал с ним и т. Гилем обязательно где-нибудь на сеновале». Степан Гиль – личный водитель Ленина.

Очень красочно описывает совместную охоту с Лениным старый большевик Крыленко, после смерти вождя ставший прокурором республики и наркомом юстиции СССР. Он повествует: «В последние годы своей деятельности Владимир Ильич часто искал отдыха от непрерывной работы на охоте. Мы вдвоем бродили по лесам и болотам Смоленской губернии в один из жарких августовских дней в погоне за белыми куропатками и тетеревами. Ильич радовался, что целых два дня ни одного телефонного звонка, ни одной записки, ни одного вопроса. Он ценил и любил охоту прежде всего как средство отдохнуть, отвлечься и развлечься».

Обратим внимание на слово «развлечься». Далее Крыленко подробно описывает охоту на лис, организованную в окрестностях Люберецкого завода. Суть этой охоты в том, что определенное место специально обтягивают на довольно большом пространстве красными флажками в круг, из которого есть только один выход. Там становится охотник, затем зверька загоняют хлопками в ладоши и криками. На этой охоте они были втроем – Владимир Ильич, Жуков, тогдашний член ЦК, и Крыленко. А дальше как в детской книге – красавица лисица и Ленин, который не стал стрелять. Именно Крыленко был автором этого рассказа для детей. На этом рассказе нас учили любить живую природу.

Далее Крыленко пишет: «Помню, однажды мы, трясясь в деревенских телегах, ехали по пыльной дороге на охоту, ехать было немало, километров 40. В ту же охоту нам пришлось дня на два остановиться в крестьянской избе и ночевать на сеновале».

Далее идут описания двух охот на тетеревов под Москвой около Горок и у станции Решетниково в 90 километрах от столицы. Ночевки в шалашах, делали их сами. Примерно так же описывают совместную охоту личный водитель Гиль, ставший персональным пенсионером союзного значения, и Рудзутак, впоследствии заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и член Политбюро ЦК КПСС. Понимаю, что Крыленко хотел подчеркнуть простоту Ленина, отсутствие требований к каким-то условиям для него. А мне пришло в голову следующее. Идет Гражданская война, Москва в блокаде вражеских фронтов, повсеместный бандитизм и разруха, дороги каждые минута и час, патрон и бензин, а вождь мировой революции, Председатель Правительства страны систематически на два-три дня покидает Кремль в компании верных соратников – на охоту. Мальков, кстати вошел в историю как чекист, расстрелявший без суда и следствия Фанни Каплан, подозревавшуюся в стрельбе в вождя отравленными пулями. А судьбы Крыленко и Рудзутака трагичные, оба были репрессированы, но посмертно реабилитированы. Никогда не поверю, что все эти выезды на природу высших должностных лиц, тем более на значительное расстояние от Москвы, были без сопровождения большого количества чекистов или латышских стрелков. А как иначе, кто-то же обеспечивал охрану руководителей страны? Тот же Гиль вспоминает известный случай, когда вез Ленина с охранником по Москве. Бандиты остановили машину, забрали деньги, документы, автомобиль и на нем скрылись. Обстановка с преступностью в стране с каждым годом ухудшалась, тем более на периферии. Понятно, что задействовались люди для организации загонов, егеря, водители, так что это было дорогое развлечение, особенно во время Гражданской войны.

Прошли годы, у руля страны встал верный ленинец – товарищ Сталин. Я достаточно много изучил литературы, его критики и сталинисты описали все, что могли: пышные застолья, грузинские вина и коньяки, репрессии, но нет описаний охотничьих утех. Он вечерами и ночами работал в своем кабинете, так что министрам и партийным функционерам было не до охоты. Может, это как-то повлияло на то, что разруха прекратилась, а страна стремительно пошла вперед по пути создания сильной экономики и превращения СССР в супердержаву.

Никита Хрущев и Леонид Ильич Брежнев, заядлые охотники, сами охотились в правительственной резиденции Завидово, приглашали на охоту зарубежных лидеров, в том числе лидера кубинской революции Фиделя Кастро Рус. Но они не были первыми в Завидове. Личный водитель Ленина Степан Гиль вспоминает, что еще Ильич любил там бывать. Так что не Хрущев и Брежнев заложили традиции охотиться в этом заповедном месте, недоступном для простых смертных. Времена правления Хрущева и Брежнева в народе назвали волюнтаризмом и застоем. В стране наступил кризис.

В эпоху Горбачева СССР перестал существовать. Знающие люди говорят, что любил он устраивать охоту и отдых для высоких гостей в бытность первым секретарем Ставропольского крайкома партии, что помогало карьере. На одном из таких мероприятий имел место трагический случай, так и закончилась бы партийная и государственная карьера… Но не дали делу ход, а зря: может, пережил бы Советский Союз испытания, потрясения и сохранился как великая держава.

Во время очередной аттестации в Генеральной прокуратуре председатель Высшей аттестационной комиссии спросил: «Как на Алтае с незаконной охотой?» Я бодро отрапортовал, что меры приняты, результаты есть. На что он заявил: «Как летали вип-персоны, так и летают, проверьте, сколько оружия перевозится на бортах. Это, конечно, полномочия транспортного прокурора, но вы не должны быть в стороне».

Так что прав был Крыленко, что охота – это развлечение. Тут же и коррупция, так как представители принимающей стороны получают в дальнейшем значительные преференции. А охота превращается в настоящее убийство дикого, но свободного зверя. Пора части нашей элиты заняться делом, спортом, а не стрелять в беззащитную дичь, считая себя суперменами.

В заключение хотел бы напомнить, что уголовную ответственность за незаконную охоту никто не отменял. Рано или поздно придется держать ответ по закону, а он суров. И зверь мстит, да и сверху все видно. Фауна Алтая должна быть сохранена и приумножена для следующих поколений, а зверь пусть живет своей жизнью.

Николай Мылицын,
заслуженный юрист РФ,
ветеран прокуратуры

Оставайтесь на связи с Республикой Алтай!
У нас нет лишней информации — только то,
что действительно важно вам.
Подписывайтесь:
Telegram   Одноклассники    ВКонтакте

цукаываываываыва