
Стремительно летит время, все больше отдаляя нас от 1945 года, когда
вся страна праздновала Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками. Тех защитников Отечества почти не осталось, о них мы лишь читаем в газетах, книгах и архивных материалах.
Чем дальше в историю уходит Великая Отечественная, тем ярче высвечивается величие воинского и трудового подвига, совершенного нашими предками.
Война и Великая Победа оставили в душе нашего народа нестираемый след.
Сегодня мы, благодарные потомки, низко склоняем головы перед светлым образом тех, кто положил свои жизни на алтарь Победы, говорим спасибо труженикам тыла, своим героическим трудом приближавшим долгожданную Победу. Обязанность живущих – сохранять через годы эту память, чтобы она передавалась из поколения в поколение.
Я решил посвятить свой рассказ участнице Великой Отечественной, солдату Победы, члену КПСС, ветерану труда, уважаемому человеку и доктору Дарье Николаевне Кольчиковой (1920 – 1987). После войны она много лет работала в селах высокогорного Кош-Агачского района. До сих пор ее помнит и население Мухор-Тархаты, где она жила долгое время.
Родилась Дарья Николаевна в селе Тея Азкизского района Республики Хакасия, по национальности хакаска. Отец – Николай Кольчиков (Сотник), имя мамы неизвестно. Член КПСС. Судьба ее не баловала, как и большинство людей довоенного поколения. Детство и юность пришлись на тревожные и голодные годы. Ее отец был зажиточным купцом. И чтобы избежать репрессий, воспоминала Дарья Николаевна, она работала телятницей, дояркой на ферме, затем переехала в Горный Алтай. Успешно обучалась в Ойрот-Туринском (ныне Горно-Алтайском) медучилище в 1937 – 1939 годах, получила квалификацию медсестры.
По распределению Дарья поехала в Улаганский аймак, где ей поручили обслуживать жителей отдаленных сел Саратан и Язула. На плановые и неплановые вызовы молодая медсестра выезжала на лошади – других видов транспорта на селе не было. Молодой специалист с головой ушла в постижение новой профессии. В это время девушка встретила Василия Потпокова, молодого человека, посвятившего свою жизнь воинской профессии, уроженца Бешпельтира. В конце 1930-х они стали мужем и женой, затем у них родился сын Валера.

Казалось бы, счастье – на пороге. Но война нарушила все планы и перевернула мирную жизнь молодой семьи. Часть, где муж Дарьи служил в звании младшего лейтенанта, мобилизовали в первые дни войны, и с тех пор супруги больше никогда друг друга не видели. Известно лишь, что Василий командовал взводом разведчиков, был награжден орденом Красной Звезды. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Дарья последовала примеру мужа – буквально через месяц после начала войны, 23 июля, в возрасте 21 года она тоже записалась добровольцем, решив оставить маленького сына сестре мужа. Учеба длилась всего несколько дней. И вот в составе нового пополнения сибиряков ее направили на фронт. Просыпаясь и засыпая под равномерный стук колес поезда, Дарья не переставала удивляться, насколько огромна наша страна, как многообразна ее природа. Неподалеку от Воронежа поезд, в котором они ехали, начали бомбить фашистские самолеты. Под разрывами бомб военные врачи, медсестры, санитары, в том числе и чудом спасшаяся Дарья, выносили раненых из пылающих вагонов. Забегая вперед, скажу, что таких чудес у «заговоренной от пуль» Даши будет еще много.

во время работы медицинской сестрой
В первые месяцы войны Кольчикову определили снайпером. Снайпер должен быть не только метким стрелком – он обязан иметь железную выдержку, терпение, поскольку должен часами, а то и сутками выжидать врага, уметь наблюдать и маскироваться, безошибочно определять расстояние до цели. С этими задачами маленькая черноволосая девушка справлялась не хуже мужчин. Уже в первых боях она показала свою силу, выносливость и бесстрашие.
Ей выпало воевать под Сталинградом, в самом пекле войны, тогда уже в новом качестве – санинструктором батальона. Главной ее обязанностью было вынести раненого с поля боя, оказать ему помощь и доставить в санчасть. Девушки наравне с мужчинами-бойцами несли все тяготы и лишения фронтовой жизни. Рискуя жизнью, санинструкторы под шквальным огнем противника ползли на помощь раненым. Им приходилось вытаскивать раненого бойца в укрытие или безопасное место волоком на плащ-палатке или шинели, а то и без них – на себе.
По рассказам сыновей, Дарья не любила говорить о войне. Но и у нее случались минуты особой откровенности. И тогда она делилась особо яркими воспоминаниями с близкими.
Из воспоминаний фронтовой санитарки Дарьи Кольчиковой:
«Фашистская авиация бомбила позиции советских войск с самого утра. Солдаты не могли даже поднять головы из окопов. Тут в воздух взлетели шесть наших истребителей. Завязался неравный бой с «юнкерсами». Вдруг задымился один из наших самолетов. Летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на нейтральной территории. Я бросилась на помощь. От воронки к воронке переползала к нему. О себе не думала, лишь бы спасти его. Оказав первую помощь, под свистами пуль и разрывами бомб вынесла летчика к своим.
Не забыть случая, чуть было не стоившего мне жизни. Я перевязывала нашего тяжелораненого офицера, чуть поодаль лежал мертвый фриц. Потом смотрю: наш офицер пытается что-то мне сказать, глазами показывает куда-то в сторону. Я посмотрела туда, оказалось, тот фриц очнулся, пришел в себя и пытается достать свой кольт. Я опередила его, это было ужасно».
Вот другой фрагмент ее рассказа, в котором описывается эпизод войны:
«В 1943 году шли особенно ожесточенные бои, фашисты яростно атаковали, бои шли за каждую пядь земли. Все время ползком, под обстрелом, меж двух огней иногда приходилось добираться к раненым. Очень многих раненых мы вытаскивали ежедневно с поле боя. От постоянного передвижения по-пластунски обувь превращалась в клочья».
Дивизия, в которой служила Дарья, вела бои на подступах к Сталинграду. Командовал ею генерал-лейтенант Анатолий Григорьевич Бухин. Он одно время жил в Алтайском крае и, узнав, что Дарья его землячка, выделял ее. Не раз боевой генерал отмечал смелость и решительность отчаянной девушки.
Сегодня трудно судить, чем руководствовался командир, направив Дарью и шесть ее коллег в медсанбат. Не исключено, что таким решением надеялся уберечь санинструктора от явной гибели в одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. Все-таки медсанбат – не поле боя, откуда под шквалом непрекращающегося огня требуется постоянно выносить раненых. Вероятность остаться в живых там выше, хотя во время войны женщины-врачи, медсестры, санитары в медсанчасти вели долгий, упорный, тяжелый бой за жизнь солдата, все время помня призыв: «Солдат спасает Родину, а ты спаси солдата».
Таким образом, Дарья Николаевна оказалась в медсанбате под Сталинградом. «Раненых поступало очень много, – вспоминала она. – Мы не отходили от операционных столов. Не хватало медикаментов, бинтов. Фашистские самолеты часто бомбили наш медсанбат. Приходилось менять расположение. Гибли люди. Бывало, земля дрожит от взрывов, а в палатке идет сложная операция. А ведь не было ни опыта, ни навыков особых. Боль наших раненых воспринимали как свою – это и помогало работать собранно, так, чтобы быстрее помочь солдату. Очень тяжело вспоминать те дни и ночи Сталинградской битвы. Все время на ногах, целыми сутками подряд приходилось стоять у операционного стола. От усталости валилась с ног, часто падала в обморок. Но так работали все врачи, медсестры – сутками не смыкая глаз».
В результате переутомления у нее обнаружилось малокровие. Девушку отправили в дом отдыха, где она беспробудно проспала четверо суток.
Вот выписка из наградного документа: «Тов. Кольчикова, работая операционной сестрой в течение двух месяцев, показала отличное умение работать на своем посту. В боях под Сталинградом бесстрашно держала себя у операционного стола. В Малых Россашках и в Вертячем тов. Кольчикова по суткам бессменно работала, несмотря на жестокую бомбежку и минометный обстрел. Ни разу не покидала своего рабочего места. Достойна награждения медалью «За боевые заслуги». 15.11.1942». (Центральный архив Министерства обороны РФ).
Приказом командующего войсками 2-й Гвардейской армии №058 от 15.11.1942 от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старший сержант медицинской службы Дарья Николаевна Кольчикова была награждена медалью «За боевые заслуги». (Центральный архив Министерства обороны РФ). В ее красноармейской книжке №82629 написано: «Гвардии старшина, медсестра хирургическая отдельной медицинской роты. Военную присягу приняла в сентябре 1941 года. Удостоена права ношения нагрудного знака «Гвардия». На фронте вступила в члены ВКП(б) – КПСС в конце 1941 года. Воевала на Сталинградском и Южном фронтах».
Муж обращался к командованию с рапортом – с просьбой о демобилизации супруги, затем он пропал без вести.
Гвардии старшину Кольчикову демобилизовали в октябре 1943 года. По приезде в Горный Алтай она разыскала оставленного сына и продолжила трудовую деятельность медсестрой детской поликлиники. В 1946-м ее направили в Кош-Агачский район.
И в мирное время она вела борьбу за жизнь людей. Фронтовичка всю свою жизнь посвятила медицине, служению людям. Много лет работала заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами в селах Беляши, Мухор-Тархата, Ортолык и Красная Горка. Боевая закалка санинструктора, опыт, приобретенный медсестрой в военно-полевом госпитале, помогали ей справляться со сложнейшими случаями в мирное время. В те послевоенные годы медиков не хватало, приходилось одной обслуживать два села. Не было и специального автотранспорта. Дарья Николаевна в любое время года, несмотря на минус 40 – 50 градусов мороза, в буран или в летний зной верхом на лошади добиралась до чабанских стоянок. Эти стоянки и центральная усадьба колхоза «Кызыл-Чолмон», к примеру, находились по разные стороны реки Чуи, моста не было. Поэтому для их обслуживания или отправляясь на вызов сначала следовало на лодке переплыть реку, далее добираться на коне, который рядом переходил Чую вброд. Обратно домой она попадала таким же образом. За медикаментами в аптеку – в райцентр Кош-Агач – ей тоже приходилось ездить на коне.

За годы работы медсестра проехала на лошади не одну тысячу километров, добираясь до животноводческих стоянок Кош-Агачского района. Была уважаемым специалистом – частым гостем чабанов, пользовалась заслуженным авторитетом у колхозников и руководства колхозов, где трудилась.
Люди старшего поколения, их дети по сей день вспоминают ее добрым словом и с благодарностью. Местное население уважительно называло не Дашей, а Наташа jене – тетя или Наташа эjе – сестра. Она стала крестной матерью многих сотен детей, рожденных во второй половине 1940-х – 1970-х годов. Работая несколько десятков лет на этом поприще, спасла жизни многих жителей района, рожениц и детей. Ее уважали, любили, почитали, верили ей, шли к ней за помощью, даже когда она находилась на заслуженном отдыхе. Дарья безотказно помогала всем знакомым и их детям. И все ее пациенты возвращались домой с благодарностью.
Из воспоминаний Куран Jабаевны Алиповой, матери-героини 1938 года рождения: «Прекрасно помню Дарью Николаевну, фронтовичку, работала медсестрой в послевоенные годы. Невысокого роста, очень шустрая, легкая на подъем, отважная, женщина-мать. После войны не хватало теплой одежды, продуктов питания, лошадей для обслуживания животноводческих стоянок. Машин практически не было. Ей дали коня по кличке Jуулгеккер (до нее все отказывались от него), неуправляемого, с буйным характером. О таких говорят конь-огонь (горячий, стремительный, своенравный, непокорный). На него невозможно было сесть, он постоянно крутился, был неспокойный. Однако доктор Наташа (ее так звали сельчане) победила, подчинила себе коня. На нем днем и ночью обслуживала жителей колхозов «Мухор-Тархата» и «Кызыл-Чолмон», включая чабанские стоянки.
Все ее пациенты были едины во мнении: по характеру добрая, отзывчивая, безотказная, терпеливая. Думаю, ей было трудно оказывать медицинскую помощь всем сельчанам, но никто не слышал от истинного профессионала жалоб. Просто другой жизни она не представляла.
Сельчанами же она воспринималась как врач. В то время не было одноразовых шприцев, все необходимые кипяченые инструменты возила с собой, когда возникала необходимость, кипятила их прямо на стоянке. Неграмотные бабушки и дедушки отказывались ехать в больницу, они признавали только Дарью Николаевну. В то время женщины не знали, что такое декретный отпуск. А роды она принимала на стоянке, на дому. Лечила детей. План прививок выполняла безоговорочно вовремя, вправляла грыжи, массажировала и т.д. Молодые мамы обращались к ней даже в то время, когда она была на заслуженном отдыхе. Она крестная мать сотен детей. Ее крестные рассказывают своим детям и внукам о докторе Наташе – Дарье Николаевне. Она известный, уважаемый человек, профессионал с большой буквы. Люди помнят и будут помнить ее всегда».
Дарья Николаевна проработала медфельдшером до выхода на пенсию, а затем в течение многих лет передавала опыт молодым преемникам, специалистам. Д.Н. Кольчикова оставила заметный след в истории Кош-Агачского района, прожив удивительно яркую жизнь, совершив трудовой подвиг в мирное время, посвятив себя служению людям, спасая их жизни и оставив светлую память о себе потомкам.
О фронтовике, коммунисте, авторитетном профессионале-медработнике, уважаемом человеке Дарье Николаевне Кольчиковой знали не только в районе, но и в области. Ее имя занесено на мемориалы Славы, посвященные защитникам Отечества в Великой Отечественной войне, в селах Мухор-Тархата, Саратан и Язула.
И это правильно – будущие поколения должны помнить о ней, ее воинских и трудовых подвигах.
За храбрость, мужество и трудовые успехи Дарья Николаевна была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За освоение целинных земель», юбилейными медалями, благодарностями Верховного Главнокомандующего, командующих фронтами и армии.
Она избиралась депутатом сельского и Кош-Агачского районного советов депутатов. Вместе с супругом Борисом Семеновичем Малчиновым, участником Великой Отечественной войны, они вырастили и воспитали троих сыновей.
Оба супруга ушли из жизни в 1987 году. Но память о них берегут их дети, внуки и правнуки, а также земляки. Нам, живущим потомкам победителей, остается лишь сказать: спите спокойно, защитники Родины! Светлую память о вас, о вашем военном и трудовом подвиге сохраним навечно!
Николай МАЛЧИНОВ, ветеран труда
Фото предоставлены автором







