Ответственное родительство

Ответственное родительство

31.10.2016 0 Автор Администратор

Будущее детей напрямую зависит от родителей и того, с какой долей ответственности они подходят к вопросу их воспитания. Каждый выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений. Но есть и что-то общее, из чего складывается понимание ответственного родительства.

tuhtenevaМинистр труда, социального развития и занятости населения РА Валентина Акчабаевна Тюхтенева:

— Воспитание — это фундамент любой личности, который будет характеризовать её поведение в повседневной жизни. От воспитания и во многом от семьи, в которой подрастает малыш, зависит, кем станет человек, чего он добьётся, какое место займёт под солнцем.
В настоящее время в Республике Алтай проживают 50262 семьи, в которых воспитываются 64436 детей. Растет с каждым годом число многодетных семей.
Положительной тенденцией является развитие института замещающих семей.
Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе 1664, из них 1418 воспитываются в замещающих семьях, 237 проживают в предназначенных для этого организациях.
В наше время существует такое понятие, как социальное сиротство. Раньше в республике эта проблема была не столь выраженна, сейчас более 70% детей, оставшихся без попечения родителей, имеют статус социальной сироты, это когда в силу разных причин при живых родителях дети остаются без должного ухода и внимания.
Но никакое государственное обеспечение не заменит родительскую заботу, любовь и ласку.
Наряду с мерами, принимаемыми на уровне Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Алтай, большое значение имеет непосредственно семейное воспитание, ведь именно в кругу близких ребенок получает первое представление об общечеловеческих ценностях, нравственности, нормах поведения, традициях, которое проносит через всю свою жизнь.
Поэтому считаю, что каждая молодая женщина, решившая стать мамой, должна понимать и, что важно, принимать на себя всю ответственность за судьбу ребенка. Только в случае, когда ребенок ожидаем и любим, есть гарантия того, что в будущем он не останется одиноким и брошенным на произвол судьбы. Ведь в большинстве своем любая мама, несмотря ни на что, ни на какие условия, сделает все для счастья своего малыша.
Ребенок в любой семье должен знать: что бы ни случилось, ему всегда есть к кому прийти за советом и помощью, в кругу близких он найдет понимание. Его выслушают и разделят с ним пусть незначительные для взрослых, но очень важные для маленького человека радости и огорчения.
Задача всех органов власти и общественности сделать все возможное, чтобы возродить те незыблемые устои наших дедов и бабушек, с малых лет знавших, что значит ответственность, уважение к старшим, сострадание.
filipovaПредседатель региональной общественной организации «Центр дополнительного обучения и подготовки граждан «Ратибор» Республики Алтай Елена Александровна Филиппова:
— Исходя из опыта своей работы пришла к выводу: всё, что закладывается и дается в семье и повторяется изо дня в день внутри нее, очень тяжело исправлять. Когда есть прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений, ребенок учится уважать старших, правильно общаться с друзьями.
Он, как правило, выступая в роли «хранителя спокойствия» в семье, очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. И если есть проблемы в семье, основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план.
В своей работе мы стараемся сблизить родителей и детей. Проводим семейные выезды на природу с играми, соревнованиями.
К нам часто приводят пяти-шестилетних детей, с которыми родители не могут справиться. Папы и мамы жалуются на плохое поведение своих чад, говорят, что дети не слушаются, дерутся и т.д. При этом просят нас, чтобы мы научили их хорошим манерам. Всегда объясняем: это нужно делать совместно, дома родители тоже должны работать с детьми, общаться с ними, убеждать, заинтересовывать их. И чем раньше папы и мамы поймут это, тем лучше, потому что в возрасте 13 — 15 лет у подростков, как правило, уже сформировано личное мнение обо всем и повлиять на него весьма сложно.
Мы должны подавать ребенку хороший пример, дать ему правильные жизненные ориентиры. Для этого необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например с курением или тягой к алкоголю.
foto-oblecovaДиректор БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж», член Координационного совета по внедрению ФГОС дошкольного образования кандидат педагогических наук Ольга Григорьевна Облецова:
— Отношения складываются годами. Спустя время они принесут свои плоды, а что это будет — теплота и близость или отчуждение и обиды, зависит от самих родителей. Зачастую они, полностью погрузившиеся в работу, оправдывают себя: «Я тружусь день и ночь, чтобы у тебя все было…», но не осознают, что самого главного их ребенок не получает — любви, заботы, участия.
Короткое утро, вечер да пара выходных, когда каждый член семьи занят «своим важным делом…» Постепенно это рвет тонкие нити привязанности между родителями и ребёнком.
Огорчает и тот факт, что современные родители очень раздражительны, вспыльчивы. Часто на улицах, в общественных местах, в магазинах встречаешь картину, когда разъяренная мама громко кричит на своего двухлетнего малыша: «Прекрати немедленно! Я сейчас тебе устрою…» Повышение голоса на ребёнка сегодня воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? В реальности крик больше мешает воспитанию, чем помогает. Он очень травмирует, ведь в такой ситуации самые близкие и любимые люди становятся холодными, злыми и чужими. Хочется сказать родителям: «Не срывайте зло на своих детях, не отыгрывайтесь на них за неурядицы в семье, на работе, не вините их в своих неудачах!»
Сама я являюсь не только педагогом, но и мамой троих детей. Старший сын уже имеет свою семью. Поэтому рассуждать на эту тему мне помогает не только знание педагогики и психологии, но и жизненный опыт.
martynovaПредседатель Алтайского республиканского отделения Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд», заместитель председателя Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территории Республики Алтай, Галина Дмитриевна Мартынова:
— Современное детство – это по большей части мир электронных гаджетов, Интернета, информационных технологий… В нем нет места хорошей детской книге, чтению. Хочется спросить: куда ушло читающее детство? Книга, может быть, еще и занимает какое-то место в библиотечных и домашних шкафах, но не в детских сердцах. Современные малыши, без всякого преувеличения, живут в обстановке самой настоящей эпидемии бездуховности. Именно в это время как воздух необходима литература, написанная и изданная специально для детей.
Нужны книги для тех, кто оказался в одиночестве, состоянии «никомуненужности» и сиротства, кто скатился на самое дно, кто, наконец, просто задавлен бедностью.
Но все-таки вопреки сложившейся ситуации в прошлом году РДФ инициировал читательский конкурс «Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах». Он стартовал в январе прошлого года как всероссийский, а финишировал в ноябре в статусе международного. Наш Республиканский детский фонд прошел конкурс от начала до конца. В итоге мы получили пять дипломов лауреатов конкурса и 12 сертификатов участников. Три победителя по итогам конкурса были приглашены в Москву на личную встречу с писателем.
Кроме того, Детский фонд постоянно проводит такие праздники, как День матери, акции, мастер-классы, интерактивные занятия для детей, обсуждения произведений известных писателей с участием социальных педагогов, психологов, органов власти.
На мой взгляд, современное ответственное родительство – это осознание своей главной роли в деле воспитания гармонично развитого ребенка, понимание его главных потребностей, привитие ему духовных, нравственных ценностей. А ключом от двери в счастливое детство является хорошая добрая детская книга.
gartmanДиректор МБОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа», заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» по направлению «Опека и попечительство» Лариса Андреевна Гартман:
— Семейное воспитание, бесспорно, оказывает на ребёнка большее влияние, чем воспитание в образовательной организации. В противном случае школы, детские сады, колледжи и институты выпускали бы, как под копирку, людей с одинаковым поведением, убеждениями и взглядами на жизнь. К счастью, это не так, и мы живём в таком разноликом обществе. А вот какое воспитание получено в семье? Вопрос сложный и неоднозначный. Так, если на учителя, врача или инженера можно выучиться, то на родителей, по крайней мере в настоящее время, нигде не учат, а дело это трудное и очень ответственное.
Не случайно сейчас, когда родителями стали дети конца восьмидесятых — начала девяностых годов, обострилась проблема ответственного отношения к родительским обязанностям. Современные молодые папы и мамы сами в своё время не получили должного воспитания из-за того, что страну лихорадило от политических изменений, рушились нравственные ориентиры, а их родители в большинстве своём не были озабочены вопросами воспитания, а пытались выжить в стремительно меняющемся мире. Но отсутствие воспитания тоже воспитание. Вот мы и получили поколение родителей, которые не умеют, не знают, как растить детей, не имеют правильных жизненных принципов, занимают позицию потребителей, когда все вокруг – школа, службы социальной защиты и государство – «что-то им должны». Разумеется, наше государство социально ориентированное, но рожать детей, изначально рассчитывая на различную помощь, – это непоправимый перекос в мировоззрении.
По моему глубокому убеждению, к положительным результатам может привести только единая система воспитания в семье. То есть осознанное, обговорённое двумя взрослыми людьми отношение к воспитанию своих детей. Конечно, у родителей могут быть разногласия, ведь у каждого за плечами семейный опыт из детства, но все спорные моменты должны решаться «за закрытой дверью», а к ребёнку следует предъявлять уже единые чёткие требования, и тогда в его детской головке не будет дезориентации.
И ещё один момент, на котором нельзя не остановиться, – патриотическое и экологическое воспитание в семье. Пробел в этих направлениях практически невозможно заполнить в образовательной организации. Сколько ни говори красивых, высоких слов, но только ежедневный пример родителей научит уважительному отношению к стране, её руководителям, символике, к службе в армии и ко многим другим вещам, из которых и сложится впоследствии любовь к Родине. Только привычка содержать в порядке и чистоте свой двор, улицу, село перерастёт со временем в образ жизни.