О дорожном вопросе: честно и объективно

Дата:

Недавно в редакцию «Звезды Алтая» обратился житель нашей республики, представившийся Василием Григорьевичем Кузнецовым, с пожеланием поднять на страницах газеты тему региональных дорог. «Вот вы пишете об имидже региона, о развивающемся туризме, а я считаю, нам хвалиться рано, надо сначала дороги и мосты привести в порядок. Есть в республике хорошие дороги, да, но у нас еще столько сел, и не таких уж и отдаленных, где царит бездорожье. Бывает, на машине страшно проехать, особенно сейчас, весной. Почему вы замалчиваете эту больную тему? Нигде в местной прессе я не встретил объективного взгляда на ситуацию. Разберитесь по-журналистски, почему наши дороги и мосты так медленно «идут на поправку», – обратился к нам читатель.

Уважаемый Василий Григорьевич, спасибо вам за неравнодушие к проблемам региона, за вашу активную позицию. Действительно, дорожная отрасль в республике, как и в России в целом, остается одной из животрепещущих тем, при этом нельзя сказать, что наша газета обходит ее стороной. Возможно, вы правы, говорить об этом стоит более широко, что мы и будем делать в новой рубрике «Дороги республики».

В первой публикации мы попытались разобраться в вопросах, которые, пожалуй, волнуют не только Василия Григорьевича, но и всех, кто ездит и ходит по дорогам Горного Алтая.

В процентах и километрах

По состоянию на начало 2013 года протяженность региональных автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай составляет 2902,9 км, из них грунтовых  – 554,5 км, с усовершенствованным покрытием  – 792,1 км. Уровень недоремонта дорог на обозначенный период – 80,5 процента от общей протяженности. За четыре года этот показатель  удалось снизить на 17,5 процента, на 1 января 2009 года он составлял 98 процентов. Также в регионе насчитывается 410 мостов  общей длиной 9000,6 метра, при этом 125 мостов, а это 30 процентов от их общего числа, находится в неудовлетворительном состоянии, 134 – в хорошем, 151 – в удовлетворительном. За этими цифрами, предоставленными нам Горно-Алтайавтодором, стоят километры хорошо знакомых жителям республики дорог и мостов – больших и маленьких, комфортных и не очень. Все они требуют к себе внимания властей и работников дорожного хозяйства, стабильных финансовых вложений. Как мы видим из данных статистики, картина дорожной отрасли республики пусть и не критическая, но далеко не безоблачная. Высок процент недоремонта дорог, многие мосты ждут обновления, кроме того, немало еще в Горном Алтае мест, где нет ни мостов, ни дорог, а необходимость в них существует.

«Средства нужны на все, а их катастрофически не хватает»

По словам начальника управления Горно-Алтайавтодора Николая Нечаева, главная причина дорожных проблем республики заключается в хроническом недофинансировании. Плюс перекосы в законодательстве. Все это тянет за собой еще целый шлейф трудностей, с которыми приходится иметь дело как управлению, так и подрядным организациям: «Понятно, что люди хотят жить лучше – сегодня, здесь и сейчас, но в рамках доведенного финансирования сразу все сделать невозможно. Однако, несмотря на существующие проблемы, мы свою работу выполняем качественно и в срок, а иногда даже с опережением графика».

Николай Иванович напомнил, что два года назад были вновь созданы дорожные фонды, которые являются основным источником финансирования региональной дорожной отрасли. Но годовой объем средств при этом не изменился, хотя потребности растут вместе с увеличением транспортного потока и нагрузок от грузовых автомобилей.  В связи с нехваткой средств  приходится буквально «выкраивать» на то, что наиболее важно. Взять хотя бы самое насущное – содержание дорог. Деньги, которые выделяются на эти нужды, составляют лишь 10 процентов от нормативной потребности.

– Чтобы было понятнее, приведу пример. Вот есть у крестьянина сто лошадей, а сена, чтобы их прокормить, – всего на 10 лошадей. Если их всех кормить, они будут жить кое-как, а если  только десяти из них давать корм, то остальные 90 подохнут. Вот и мы не можем сконцентрировать средства на содержание дорог где-то в одном месте, так как они нужны везде, а их катастрофически не хватает, – резюмирует начальник Горно-Алтайавтодора.

С приходом весенних паводков обнажилась еще одна проблема – аварийные мосты, по которым опасно ездить, и таких у нас в республике более сотни. Увы, зачастую их приходится восстанавливать только при выходе из строя и нарушении транспортного сообщения.

Так, недавно на реке Башкаус восстановили мост, который после схода ледовых масс был частично разрушен, на это ушло порядка 25 миллионов рублей. Но принятые меры Нечаев называет «полумерами»: «Половину моста мы в оперативном порядке сделали, и она будет стоять, а долго ли продержится вторая? Здесь никаких гарантий нет. У моста  срок службы пять лет, он уже свой третий срок стоит. Здесь надо подходить к вопросу более ответсвенно и делать капитальный мост».

По его словам, в районах республики остается немало «болевых точек» – мостов и дорог, которые пока получается только поддерживать в относительно сносном виде, однако состояние многих из них требует более серьезных мер. Так, к числу проблемных относятся мост у села Коргон Усть-Канского района, мост через Челушман на дороге Саратан – Язула Улаганского района, через Ишу в селе Паспаул Чойского района, через Катунь у села Сахсабай Усть-Коксинского района и многие другие. Последний каждый год «атакуют» паводковые воды,  не исключение и нынешняя весна: «В начале апреля из-за образовавшегося затора поднялся уровень воды в Катуни, и на протяжении километра земляное полотно дороги размыло, транспортное сообщение с населенным пунктом оказалось нарушенным. После прохождения затора и снижения уровня воды был обеспечен временный проезд, окончательно имеет смысл восстанавливать земляное полотно после прохождения второй волны паводка, иначе средства будут потрачены впустую».

При этом, говоря о мостах, начальник управления подчеркнул, что деревянные конструкции – это вчерашний день,  на смену им приходят  железобетонные или металлические. Однако в нашей республике  все еще работают с деревом, поскольку этот материал более дешевый, хотя, понятно, не столь долговечный. Как бы то ни было, мосты в республике строятся и ремонтируются. Так, за последние шесть построено и отремонтировано 162 моста общей длиной 2517,3 метра.

– В первую очередь вкладываем деньги именно в мосты. Если есть мост, будет и дорога – это закономерность, – считает Николай Нечаев. – Мы стараемся ежегодно строить минимум один-два моста достаточно высокой стоимости.

Остается сложной ситуация и на многих дорогах регионального значения. Что такое бездорожье, особенно хорошо знают жители  отдаленных сел. У нас в республике еще остались грунтовые дороги (более 500 км), по которым гарантированно можно проехать только на тяжелой технике. Например, трасса Кош-Агач – Беляши – это 140 км частично грунтовой и частично гравийной дороги, которая проходит по высокогорной местности, где очень продолжительные и тяжелые зимы. Снежные заносы на некоторых участках достигают трех метров, также ежегодно здесь ведется нешуточная борьба с наледями.   Что и говорить, содержание таких дорог обходится в копеечку.

– Недавно мы присутствовали на суде в Чемальском районе, от нас требуют привести в нормативное состояние участок дороги Чемал – Куюс для обеспечения регулярного автобусного сообщения. Дорога там крайне узкая, ее  ширина на отдельных отрезках не более трех метров при минимально допустимой норме восемь. То есть это дорога повышенной опасности, – приводит еще пример Николай Иванович. – Сейчас мы готовим проект на реконструкцию пяти километров дороги, но денег на строительно-монтажные работы пока нет.  Или: очень плохая дорога от Туекты до Усть-Коксы, она частично асфальтирована, частично  нет, ее нужно поддерживать хотя бы в нормативном состоянии, а средств опять же не хватает. Однако люди работают, стараясь содержать наши дороги в порядке.

Еще одним мощным «тормозом» в работе над поставленными задачами руководителю управления Горно-Алтайавтодора видится несовершенство законодательной системы. Из-за массы бюрократических проволочек, которые необходимо соблюсти прежде, чем приступить к тем или иным видам деятельности, страдает оперативность. Горят сроки выполнения, а их затягивать иногда просто небезопасно: «Бывает, случилось ЧП на дороге, нужно срочно давать проезд, при этом выполнять незапланированные работы, а у нас связаны руки контролирующими организациями. Согласование всех документов надо вести по два-три месяца, а люди должны жить здесь, сегодня, каждый день. Увы, механизмы государственной машины работают сложно и медленно».

Вынужденные парадоксы

Примеров проблемных дорог и мостов в республике можно приводить много. Таковые найдутся в каждом районе, в каждом сельском поселении. Как известно, природно-климатические условия в наших краях бывают очень суровыми, что влечет дополнительные (а может, они как раз и основные) хлопоты для работников дорожно-эксплуатационных предприятий. В республике – 14 подрядных организаций, занимающихся содержанием дорог и мостов. Наверное, еще с советских времен в народе бытует мнение, что дорожные организации живут богато, а работники дорожной отрасли получают высокие зарплаты. Быть может, когда-то, в доперестроечные времена, так и было, но сегодня дорожникам, и не только алтайским, приходится буквально выживать. Сказывается недостаточное финансирование и высокая стоимость  горюче-смазочных материалов.

Чтобы не быть голословными, мы с помощью экономистов Горно-Алтайавтодора подсчитали  примерные расходы, которые несет в месяц дорожно-эксплуатационное предприятие.

Так, в 2012 году на содержание дорог регионального значения в Усть-Коксинском районе было выделено 20145 тысяч рублей. Если разделить эту сумму на 12 месяцев, получится по 1669 тысяч рублей. При этом на балансе Усть-Коксинского ДРСП находится 314 км дорог, которые оно должно содержать. В зимние месяцы дорожная техника «съедает» порядка 40 тонн дизельного топлива. Одна тонна стоит 30 тысяч рублей, т.е. 1200 тысяч рублей в месяц требуется только на горючее. Плюс заработная плата сотрудникам.  Списочный состав работников Усть-Коксинского ДРСП – 95 человек. Зарплата может различаться в большую или меньшую сторону, для примерного подсчета возьмем 10 тысяч. Если по столько заплатить 95 работникам, получается плюс 950 тысяч рублей. Также 32 процента необходимо внести в Пенсионный фонд, а это 304 тысячи рублей. Выходит, 2450 тысяч в месяц предприятию надо выложить только на заработную плату и дизтопливо, при том что выделяется ему лишь 1699 тысяч в месяц. А нужно еще как-то содержать помещение, отапливать его, платить остальные налоги, обеспечивать социальную поддержку сотрудникам.

Выходит, дорожно-эксплуатационные предприятия сегодня работают себе в убыток. Парадокс в том, что все-таки работают, а многие и достаточно качественно.

Извечная российская проблема

Чтобы картина была более полной, мы решили узнать мнение о дорогах из независимых, но в то же время компетентных источников. На наш взгляд, на местах лучше всего владеют информацией органы местного самоуправления. По роду деятельности им приходится часто сталкиваться с дорожными проблемами. Для опроса взяли представителей Турочакского, Усть-Коксинского  и центрального – Майминского районов. Как оказалось, проблема одна, но выглядит она везде по-разному…

По мнению первого  заместителя главы администрации Турочакского района Василия Вениаминовича Сарайкина, из-за климатической специфики в северной части нашего региона содержать дороги особенно сложно.

– Турочакский – самый снежный район, в некоторых населенных пунктах, например в Майске, в зимнее время выпадает более двух метров снега. Бороться со снежными заносами возможно только при помощи тяжелой техники, а это колоссальные затраты на ГСМ. К тому же у нас большая протяженность дорог, есть труднодоступные села. В тот же Майск можно попасть только через Кемеровскую область. В районе существуют села, например Суранаш, где вообще нет летнего сообщения. Ездят туда по автозимнику с конца ноября по март, – говорит Василий Вениаминович и добавляет: – Но, невзирая на трудности, дорожники Турочакского ДРСУ работают добросовестно. Все сотрудники – специалисты с многолетним стажем. Пока они несут на себе груз этой ответственности, мы спокойны за состояние дорог в районе.

Хотя ясно, что настоящее спокойствие наступит у жителей Турочакского района после того, как дороги будут  усовершенствованы, тогда и туристов туда будет манить не только живописное Телецкое озеро. Кстати, дорога, ведущая к популярному водоему, тоже пока оставляет желать лучшего. Как нам сообщили в Автодоре, в настоящее время разрабатывается проект строительства дороги на Телецкое.

Не понаслышке знает о дорожных проблемах заместитель главы администрации Усть-Коксинского района Виталий Альбертович Микрюков. По его убеждению, от качества дорог напрямую зависит уровень жизни населения муниципального образования. Отдаленность, сложные дорожные условия являются главными причинами высоких цен в районе.

– Хотелось бы, чтобы сделали дорогу хотя бы до райцентра. А то к нам ведь не наездишься, очень высокий износ резины, – высказал свое пожелание Виталий Микрюков.

Усть-Коксинский район – один из привлекательнейших уголков Горного Алтая, однако далеко не все туристы, приезжающие в регион, решаются добраться до этих мест.

– Гости республики посещают наш район только от большой любви к природе. Те, кто ценит комфорт, вряд ли захотят ехать сюда. В наши дороги нужно вкладывать, иначе мы недоступны для отдыхающих. Например, легендарная Белуха манит к себе многих туристов, а дороги к ней просто нет, – продолжает В.А. Микрюков.

По словам Виталия Альбертовича, из-за недостаточного финансирования Усть-Коксинское ДРСП сегодня работает «сверх своих возможностей: «В основном выполняются работы по содержанию дорог, на ремонт и тем более строительство не хватает средств».

Средств, бесспорно, не хватает, но вопреки этому обстоятельству строительство в районе все-таки ведется. В настоящее время заканчивается возведение моста через реку Тюгурюк. Вместо старого деревянного, который пришел в негодность, здесь скоро появится новый железобетонный.

Более оптимистичная ситуация (или отношение к ней) – в Майминском районе. Как нам сообщил первый заместитель главы администрации муниципального образования Олег Игоревич Пьянков, за последние пять лет в районе не осталось ни одного неотремонтированного моста. С трассами республиканского значения здесь  все достаточно благополучно, однако есть проблемы с сельскими дорогами.  Но и здесь власти района настроены решительно.

– Майминский район второй год участвует в республиканской программе «Муниципальные дороги», благодаря которой мы уже привели в порядок некоторые улицы Маймы и других сел, – сообщил О.И. Пьянков.

Зам. главы также напомнил, что в Кызыл-Озеке (в микрорайоне Северном)  реализуется крупный проект по созданию инфраструктуры для комфортной жизни сельчан, куда входит и строительство дороги. Новая трасса обеспечит надежную связь микрорайона с сетью дорог общего пользования. От себя добавим: учитывая тот факт, что раньше в этих местах дороги не было вообще, не говоря уже об освещении, системе водоотвода и прочих благах цивилизации, это серьезный шаг вперед.

И еще об этом объекте. Начальник управления Горно-Алтайавтодора сообщил, что сейчас работы на Северном идут с опережением графика, частично уже начал выполняться план на 2014 год. Возможно, строительство закончится даже раньше, чем ожидалось, хотя, конечно, все зависит от финансирования.

Слово эксперту

А как оценивают состояние и качество дорог и мостов Республики Алтай специалисты – с научно-технической точки зрения? За экспертным мнением мы обратились к директору общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «ДИАМОС» профессору Владимиру Михайловичу Картопольцеву.  Данная организация уже несколько лет проводит обследование, диагностику, паспортизацию дорог и мостов, осуществляет независимый технический надзор за строящимися объектами в нашем регионе.

По мнению профессора, эксплуатационные качества автомобильных дорог и мостов в Республике Алтай улучшаются ежегодно, но дорожная отрасль не  должна стоять на месте: «В связи с перспективным развитием инфраструктуры региона целесообразно провести комплексную диагностику мостовых сооружений Чойского и Турочакского районов, а в Улаганском и Кош-Агачском назрела серьезная необходимость в строительстве новых мостовых сооружений».

 ***

Все мы хотим, чтобы дороги и мосты в регионе были доступными, безопасными и комфортными. Пусть медленными темпами, но все-таки год от года ситуация в дорожной отрасли улучшается. Какой ценой? Наверное, это знают только дорожники. Пожелаем им крепкого здоровья и терпения!

 Андрей ШИРОКОВ.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Ростелеком» улучшил работу каналов связи в Усть-Коксинском районе

«Ростелеком» модернизировал часть транспортной сети передачи данных в Республике...

В честь Дня военного разведчика

В Горно-Алтайске и Майме прошел республиканский турнир по военно-прикладным...

Анатолий Серышев поручил обеспечить надёжность работы коммунальных систем Сибири

Полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Серышев провел...