По ту сторону земли

Дата:

Если посмотреть на глобус, то штат Западная Вирджиния в США окажется почти напротив Алтая, ну может, чуть южнее. Аппалачские горы напротив Алтайских гор.

Америку, знакомую по кинематографу, по новостям из политического раздела, я открывала постепенно через простые мелочи. Они-то и помогли составить пусть неполное, но представление о стране, с которой нас разделяют два океана.

1

Провинциальный имидж столичного города

Моё знакомство с Америкой началось с американской столицы, которая похожа скорее на провинциальный курортный городок, если сравнивать с Москвой. Чистые, с зеленью газонов и буйством осенних красок в кронах деревьев улицы, малое количество пешеходов и множество машин. Когда наш автобус мчался по, можно сказать, пустынному шоссе из аэропорта Даллеса в Вашингтон, то по встречной полосе шла нескончаемая вереница автомобилей. Поток представлял собой реку огня от светящихся фар. Дело в том, что ежедневно в столицу на работу приезжают полтора миллиона человек из окрестных городов, а вечером все они возвращаются домой.

Яркие впечатления от знакомства с Вашингтоном усилил чисто американский праздник – Хеллоуин, или День всех святых – большой праздник тыквы. А полая тыква, представляющая собой жутковатое тыквенное лицо с горящей внутри свечкой, – классический символ Хэллоуина – сопровождала нас все путешествие. Она была в витринах магазинов и магазинчиков, на террасах придорожных домиков и просто у дороги при въезде на усадьбу. Удивлял энтузиазм американцев – представителей сильного пола: наравне с женской частью населения они принимали самое активное участие в праздничных мероприятиях. Веселые толпы ряженых молодых людей заполонили улицы столицы, да и в нашей гостинице мужчин в масках-страшилках хватало.

Наш путь лежал в Западную Вирджинию в небольшой городок Шеппардстаун. Это всего в полутора часах езды от столицы. Значительную часть территории Западной Вирджинии занимают Аппалачские горы – объект постоянных устремлений туристов со всех концов Соединенных Штатов. Красиво там почти как у нас, только горы намного ниже, лес в основном лиственный – дубы, клены, каштаны. Сам городок по нашим представлениям похож скорее на районный центр. Действительно, всего две тысячи населения да несколько тысяч студентов Шеппардстаунского университета. Тем не менее это город – со своими храмами, со своей центральной улицей, на которой расположены ресторан и магазины. Ресторан, кстати, знаменит тем, что в нем обедали жена бывшего президента Рональда Рейгана Нэнси и ещё один бывший хозяин Белого дома Билл Клинтон.

Нам предстояло увлекательнейшее путешествие в горы, вокруг штата.

Белки у них вместо кошек, а олени – вместо собак

Я имею в виду не статус этих животных в американских семьях, а их положение… на дорогах. Автотрассы в Америке скоростные, а животные часто выскакивают на дорогу, особенно ночью. По обочинам попадались сбитые олени, белки и опоссумы. Кстати, в США, особенно в Калифорнии, ведутся ожесточенные споры защитников животных и сторонников их отстрела.

Дело в том, что оленей развелось очень много и они часто становятся виновниками автомобильных катастроф. Но, как бы то ни было, животных было жаль…

Часто попадались и живые олени. Их действительно так много, что они заходят на окраины населенных пунктов.

Спустя примерно два часа решили мы закусить. Наш спутник и одновременно водитель микроавтобуса профессор Шеппардстаунского университета Эдвард Шнайдер предложил купить бутерброды в придорожном кафе и пообедать на природе. А что, привычное дело – как у нас на бережку Катуни! Но не тут-то было. Мимо мелькали великолепные полянки, а мы все ехали и ехали. Приехали в парк со специально оборудованным местом для отдыха: стоянка для автомашин, столы, лавки, смотровые площадки, мусорницы и… туалет.

В Чарльстон мы приехали уже на закате. Вечером на берегу реки Канавы Эд рассказал нам о том, насколько загрязнена эта река отходами промышленности. Надо же, какое совпадение! Мы ведь знаем, что такое «канава» по-русски.

А утром побывали в департаменте штата по контролю воды, где устанавливаются стандарты качества воды. Они устанавливаются раз в три года. В дни нашего приезда шел очередной этап их пересмотра в области охраны здоровья населения. При этом стандарты для защиты водной фауны более жесткие, чем для питьевой воды. Для Западной Вирджинии, угольного края, проблемой номер один при загрязнении воды являются стоки кислотных вод. Большой процент загрязнения дают сбросы от канализации, фермерских хозяйств, промышленных предприятий… Хотя чистых водоемов тоже хватает. У них, как и у нас, в Горном Алтае, водится форель.

Хобет – это просто шахта

В центре Аппалачских гор находится шахта Хобет угольной компании Арч Коул. Уже в течение нескольких десятилетий уголь здесь добывают открытым способом. С точки зрения экологии он больше всего вредит природе.

Раньше все выработки в США забрасывали после того, как уголь заканчивался, и земля, как могла, сама зализывала раны. Но в 1977 году на высшем уровне был принят закон, обязывающий угольные компании восстанавливать ландшафт в том виде, в каком он был до разработки месторождения. Даже лес должен быть посажен из деревьев тех же пород, что были раньше, а жить в нём – те же животные и птицы.

Масштаб этих работ, конечно, впечатляет: надо заново отсыпать горы. При этом для улучшения качества питьевой воды шахтеры на восстанавливаемых территориях устраивают заболачивание местности.

Компания, виновная в нарушении закона об охране природы, не сможет получить лицензию на разработку нового месторождения. Кстати, на восстановленных землях ничто не напоминало о том, что несколько лет назад здесь были угольные разрезы.

Уезжая с шахты, мы думали, что это самая впечатляющая экскурсия. Но все было впереди…

В стране «Покахонтас»

Для многих из нас это название знакомо по детскому мультфильму об индейской девушке Покахонтас. Индейских названий в штате очень много, но самих индейцев английские колонизаторы вытеснили далеко на Запад еще лет двести тому назад. Сегодня Покахонтас – территория горного туризма и отдыха. Вся инфраструктура окрестных городков и селений ориентирована на путешественников и любителей активного отдыха.

Небольшой городок Монтеррей запомнился не только древним потухшим вулканом в форме идеального конуса, но и сувенирными магазинчиками. Туристам предлагаются всевозможные товары с рисунками на индейскую и ковбойскую тему и обязательно национальное лакомство – кленовый сироп в бутылочках разной формы и объема.

Наша небольшая туристическая группа облюбовала красивые перочинные, как нам показалось, ножи. Сувениры что надо! Уже дома узнали, что это ножи для сигар. Ну неважно, главное – не практическое применение, а память о незабываемом путешествии.

Дороги, по которым мы проезжали, великолепны. Американцы предпочитают передвигаться по стране на автомобилях и самолётах. Разветвлённая сеть железных дорог, доставшаяся в наследство от ХХ века, служит туристам. Они с удовольствием путешествуют на поездах и старинных паровозах.

Через Монтеррей мы добрались до охотничьего домика в Дерфилде, расположенном в горах Блю Ридж. Наши гиды Эдд и Рей Смок немного подустали и пропустили поворот на Дерфилд. Заблудились. Попали в охотничий домик уже ближе к полуночи. Он принадлежит друзьям Эдда и Рея и построен в 20-е годы прошлого столетия. Но благодаря реконструкции там – все удобства городской квартиры. Система водоснабжения – автономная, через насос, подающий в дом родниковую воду.

Огонь в камине, хорошее вино, неспешные разговоры, ночной вой койотов… А утром мы увидели, что охотничий домик стоит в лесу из могучих каштанов.

«Уши» планеты

С Дерфилда начался наш путь назад – в Шепардстаун, но экскурсия не закончилась. Сначала заехали высоко в горы, туда, где расположен радиотелескоп Гринбек. Огромная белая «тарелка» диаметром 100 метров автоматически меняет угол наклона и беспрерывно слушает сигналы, поступающие из космоса, через улавливающее оборудование, погруженное в жидкий гелий. Гринбек входит в систему радиотелескопов мира, все они соединены сигналом, длина которого равна длине окружности Земли.

Двадцать лет назад здесь стоял огромный радиотелескоп, но во время бури он обледенел и разрушился. Тогда встал вопрос о закрытии объекта, но этого не сделали, и «уши» в Аппалачах продолжают слушать космос.

Помешать работе радиотелескопа может только молния. На большой территории вокруг него нельзя пользоваться сигналами коротких частот, сотовой связью, транспортом с двигателями внутреннего сгорания, так как искра является помехой и фиксируется телескопом. Здесь в ходу двигатели на дизельном топливе. Холмистая местность вокруг телескопа – «мертвая зона».

О работе радиотелескопа нам рассказал Рей Смок – наш штурман, гид и фотограф в одном лице. Астрономией он увлекается с детства. Еще в разгар «холодной войны» Рей в совершенно юном возрасте принимал участие в настоящем научном проекте. В 1956-1957 годах вместе с другими подростками он вел подсчет падающих звезд по программе «Международный год геофизики» для исследования Земли и ближайшего пространства космоса.

Источник жизни – по безотходной технологии

Когда Джеффри Эблин, научный сотрудник Института чистой воды, вытащил из лабораторной емкости пресноводную креветку, она, как и другие до этого, в очередной раз проворно выскользнула обратно в воду. Чем примечательны эти креветки? Да тем, что выращивают их в условиях неволи, да к тому же в воде, использующейся вторично. До этого в ней выращивали, тоже в неволе, форель. Потом вода прошла определенную очистку, и в нее запустили креветок. А после она вновь будет очищена и уже после этого попадет в речушку, протекающую рядом с Институтом чистой воды.

Вообще американцы придают большое значение делу охраны источников, постоянно проводят анализ химического состава подземных вод, в реках и озерах. Огромная роль в этом отводится волонтерам – добровольцам, помогающим ученым в сборе информации по загрязнению источников. Проблема загрязнения воды Западной Вирджинии связана, прежде всего, с экономическим развитием штата. В той части, которая ближе всего к столице, идет бурный прирост населения. Скупаются участки у фермеров и застраиваются домами для тех, кто работает в Вашингтоне, но жить хочет не в столице, а в пригороде. Американцы не представляют себе жизни без душа, посудомоечной машины, туалета в доме. А система канализации на описываемой территории автономна практически для каждого отдельного дома и действует по типу работы наших «пчелок». А так как большая часть почвенного состава – известняк, то грунтовые воды могут быть загрязнены стоками. Ситуация осложняется тем, что в древности на этой территории произошло столкновение тектонических пластов, они приняли вертикальное положение, и вся грязь быстро скатывается в подземные источники.

Богатство подвального музея

Теплым ноябрьским днем под моросящим дождиком проходила у нас экскурсия по городку учебного центра повышения квалификации работников природоохранных учреждений. Это учреждение федерального уровня, и собираются в нем коллеги со всех концов США. Проходящие учебу имеют все условия для получения качественных знаний и профессиональных навыков. Я уж не говорю о бытовых условиях для людей, живущих здесь длительное время. Впечатлила телестудия центра, в которой готовятся учебные материалы, ведутся передачи с возможной трансляцией в любую точку мира.

Учебный центр находится в ведении Департамента службы по охране рыбных ресурсов и дикой фауны. Сама природоохранная служба – старейшая в США. Образована она была еще в 1870 году. Служба охраны рыбных ресурсов и дикой фауны имеет самый крупный архив фото- и видеоматериалов в стране. Это государственная структура, поэтому бесплатный доступ к архивным материалам открыт для общественности и запрета на доступ к фотоматериалам нет даже для тех, кто использует их в коммерческих целях.

В отличие от нашей природоохранной службы американская наделена полномочиями полиции и имеет право изъятия контрабандного товара. В подвале учебного центра скопилось немало предметов, так и не получивших легальную прописку в Соединенных Штатах. Это шкура зебры, натянутая на софу, чучела различных животных, сделанные из конфискованных шкур. В музейном шкафу хранится великолепное костяное кружево из бивня слона. Народный умелец из Центральной Африки с помощью резца создал настоящее произведение искусства, но цветы на бивне слона мало кто видел из-за его нелегального происхождения.

«Можно не разуваться!»

Этим восклицанием мои гостеприимные хозяева Нэнси и Эдвард несколько раз предотвращали попытки снять туфли у входной двери, пока не поняла в конце концов, что в этом нет необходимости. Газоны вокруг дома, тротуары, выложенные плиткой, покрытые асфальтом дороги, ведущие к каждому отдельному дому… Стерильную идиллию, может быть, чуть-чуть нарушали опавшие осенние листья, устилавшие мягким ковром все вокруг.

К числу моментов, удивляющих и поначалу озадачивающих, можно отнести невероятную для нас, россиян, американскую вежливость и предупредительность. Уже давно устоялось выражение «дежурная американская улыбка», и вот когда эти улыбки стали для нас реальностью.., не знаю, как остальным, но мне это понравилось. Прохожие извинялись даже за то, что им приходилось пройти мимо на близком от нас расстоянии – как бы «промельтешить» перед глазами.

Кошки тоже друзья человека

В доме друзей нас после экскурсий встречал бело-рыжий кот Мистер Биг. Он действительно был большим котом, да еще очень красивым. Услышав, что хозяева дома, в стеклянные двери кухни тарабанил лапами, как заяц, другой кот – 14-летний старичок Зус. За ним в двери протискивалась кошка Белла. Четвертым усато-хвостатым членом семьи была Пегги, но она оказалась затворницей и обычно пряталась от нас в комнате хозяев. Сентиментальны ли американцы? Наверное, как и большинство из нас. На комоде хозяйки стояло много фотографий родственников. Среди них фото любимой кошки, которая умерла несколько лет назад. Нэнси кремировала её, и прах любимого животного находился здесь же, в шкатулке рядом с фотографией.

Любовь ИВАШКИНА.

 

 

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Анатолий Серышев провел совещание о прохождении уборочной кампании в регионах Сибири

Полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий...

Время добрых дел

Хочу рассказать, как провели каникулы ребята в детском противотуберкулезном...

Партия Президента и партия большинства: «Единая Россия» с большим отрывом победила в ЕДГ-2024

Партия в ходе избирательной кампании подтвердила статус ведущей политической...

Благодаря вмешательству прокуратуры отремонтирован мост через реку Кара-Кем, соединяющий села Беляши и Аркыт

Прокуратура Кош-Агачского района проверила исполнение федерального  законодательства в сфере...