В министерстве экономического развития и инвестиций подготовлен прогноз социально-экономического развития республики – документ, который ляжет в основу формирования бюджета на 2014-й и два последующих года. При его составлении принимались во внимание сегодняшнее положение дел в экономике региона, Программа социально-экономического развития РА на 2010 – 2014 годы, государственные программы Республики Алтай и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований на 2008 – 2022 годы. При этом специалисты исходили из необходимости решения задач социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, поставленных Президентом России в майских указах 2012 года.
О том, зачем – при наличии массы программ, указов, планов и «дорожных карт» – нужен еще один документ и что, по мнению экономистов, ждет нашу республику и ее жителей в ближайшие годы, мы попросили рассказать министра экономического развития и инвестиций Александра Алчубаева.
Прогноз как основа соответствия доходов и расходов
– Как уже было сказано, именно прогноз ложится в основу формирования бюджета республики, поскольку через него мы можем определить наши возможные доходы, а уже затем сформировать расходную часть. Напомню, собственные доходы слагаются из трех составляющих. Во-первых, налоги, поступающие от предприятий и организаций, в основном налог на прибыль. Далее нужно посчитать, каковы будут поступления подоходного налога, а значит, необходимо точно определить фонд заработной платы во всей республике. Третья статья – налоги, поступающие от имущества и основных средств, которые есть (и будут) на нашей территории.
Сегодня прогноз особенно актуален еще и потому, что в условиях нестабильной экономики доходная база во многом зависит от реализации (или невозможности таковой) крупных инвестиционных проектов. Исходя из жестких подходов, в которых формируется бюджет России, а также учитывая необходимость решения задач социально-экономического развития на длительную перспективу, нужно очень корректно подходить к вопросу расстановки приоритетов и выбрать разумный баланс между бюджетом развития и выполнением принятых социальных обязательств. Поэтому необходимо наращивать собственные источники доходов, прилагать максимум усилий для привлечения в региональную экономику частных инвестиций.
Расходная часть бюджета теперь тоже формируется исключительно по программ-но-целевому принципу (раньше, если помните, бюджет во многом строился субъективно, исходя из «просьб трудящихся» – заявок депутатов, обращений групп граждан). В связи с этим и расходы сегодня следует выстраивать через прогноз: наши ожидания по доходам должны сочетаться с целями расходов.
Вектор развития деятельности всех структур, имеющихся в республике, мы задали, приняв на уровне закона инвестиционную стратегию. Основываясь на ней, определяем, какие отрасли, в каком темпе, с какой динамикой будут у нас развиваться в ближайшие годы, и через расстановку приоритетов планируем предстоящие расходы.
Прежде чем вынести на заседание Правительства РА, мы рассмотрели подготовленный прогноз вместе с депутатами в Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственного Собрания – Эл Курултай, затем в правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период. В формировании документа, конечно же, принимали участие не только наши специалисты: привлекались все республиканские министерства и ведомства.
Сценарий №2. Оптимистичный вариант
Что касается непосредственно прогнозных ожиданий, то в представленном докладе содержатся два сценарных варианта развития, инерционный и стабилизационный. Первый вариант мы получим, взяв за основу сложившиеся в последние годы тенденции. Этот сценарий основан на проведении жесткой бюджетной политики, предусматривающей снижение объемов государственных инвестиций. Негативная динамика экономических показателей начала года в таком случае сохранится, а прирост ВВП не превысит одного процента. На фоне прогнозируемого повышения роста российской экономики в целом годовые темпы прироста экономики республиканской могут увеличиться до двух-трех процентов. Но такой сценарий развития не устраивает ни министерство экономического развития, ни правительство в целом, ни, думаю, жителей республики.
Ведь чем больше мы сейчас вкладываем в развитие экономики, тем больше у нас завтра будет средств на дальнейшее развитие социальной сферы. И это предполагает другой сценарий развития. Учитывая, что сегодня социальная сфера в достаточной степени сформирована, во втором варианте мы ориентировались больше не на социальный вектор, а на развитие экономики, усиливая связанные с ней направления. Темпы экономического роста, по предварительным расчетам, в таком случае составят в среднем 3,8 процента в год.
Согласно этому сценарию прирост вложений в социальную сферу прогнозируется в размере двух-трех процентов, в то время как рост инвестиций – десять (!) процентов. Повторюсь: инвестиции – это новые рабочие места, рост налоговой базы и в итоге возможность направлять большее количество средств на развитие социальной сферы.
То есть этот вариант предполагает осуществление мер, заложенных в государственных программах республики, которые направлены на реализацию задач, поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года. Это в первую очередь достойный уровень оплаты труда работников бюджетной сферы, наличие мест в дошкольных учреждениях, переселение граждан из аварийного жилья, инфраструктурное обустройство земельных участков, предоставляемых под жилищное строительство.
АПК, строительство, инфраструктура
Ежегодный прирост промышленного производства согласно второму варианту составит в среднем 3,3 процента. Динамично будут развиваться секторы экономики, ориентированные на потребительский спрос.
Сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства (в среднем на два с половиной процента в год). Умеренный рост (3,2 процента) будет характерен для сельского хозяйства: на развитие отрасли по-прежнему будет оказывать влияние государственная поддержка в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства до 2020 года и аналогичной республиканской программы. Планируется создание пилотного агротехнопарка как базиса кластерного развития ведущих отраслей производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, продолжится развитие таких социально значимых отраслей, как козоводство и овцеводство, пантовое оленеводство, табунное коневодство, молочное скотоводство, яководство, верблюдоводство, то есть направлений, обеспечивающих улучшение породного состава животных, а также сохранение традиционного уклада жизни и хозяйствования населения республики.
В связи с расширением объемов строительства, в том числе жилищного, а также объектов газоснабжения, инфраструктурных объектов в рамках особой экономической зоны, дорожных работ ожидается увеличение объемов производства строительных материалов (среднегодовой темп роста – 2,6 процента) и произведенных строительных работ (12,6 процента).
Динамика роста инвестиций до десяти процентов будет обеспечиваться реализацией крупных инвестиционных проектов – и тех, что уже начаты («Долина Алтая», всесезонный комплекс «Манжерок», завод по переработке белкового концентрата и другие), и строительством новых инфраструктурных объектов, обозначенных в инвестиционной стратегии республики (в первую очередь это электрогенерирующие источники). В те и другие проекты предполагается приток значительных частных инвестиций.
Снижение темпов роста инфляции ожидается за счет реализации комплекса антиинфляционных мер, предпринимаемых Правительством РФ. Согласно прогнозу в 2014 – 2015 годах она составит от пяти до 5,1 процента.
Тем временем увеличение реальных денежных доходов населения прогнозируется в полтора-два процента ежегодно. Основной поддерживающий фактор – превалирование темпов роста заработной платы над уровнем инфляции.
Налоги плюс
С учетом наблюдающегося со второй половины прошлого года замедления динамики развития республиканской экономики и снижения поступления налогов в этом году такой показатель, как «прибыль прибыльных организаций», на 2013 год оценивается в 2724,28 миллиона рублей, что составит 96,7 процента к показателю 2012-го. В 2014-м согласно второму варианту он спрогнозирован с приростом в 3,7 процента к уровню текущего года.
Фактический фонд оплаты труда всех работников республики в 2012 году составил 14095,69 миллиона рублей, на 15 процентов выше уровня 2011-го. С учетом значительного повышения заработной платы бюджетников, доля которой в общем фонде оплаты труда высока, и роста зарплаты по отдельным видам деятельности (производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля) этот показатель на 2013-й оценивается в 16547,77 миллиона (плюс 15,3 процента к значению 2012-го). На 2014-й он спрогнозирован с приростом 7,3 процента, в 2014-м и 2015-м – 6,6 и 6,5 процента к уровню предыдущего года соответственно.
Подчеркну: работа предстоит большая, планирование и исполнение республиканского бюджета будет осуществляться в очень сложных финансовых условиях. Однако, если все ведомства будут придерживаться выработанной стратегии, второй – оптимистичный – вариант прогноза вполне реализуем, и сегодня он рассматривается как основной для разработки бюджета на 2014-й и плановый период 2015 и 2016 годов.