Пассажирский теплоход «Пионер Алтая», 18 сентября этого года совершивший первый после долгого простоя (технический) рейс, 30 октября был принят в эксплуатацию. Технические испытания и приемка проводились в присутствии эксперта Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра Александра Чернова. По словам гендиректора Инженерного центра судового проектирования Николая Нефедкина, это первый случай восстановления пассажирского судна за 31 год его работы.
Напомню: в 2009-м, когда предприниматель Иван Южаков выкупал «Пионер», не многие верили в успех его затеи, хотя первоначально он намеревался просто привести судно в порядок и поставить на бетонный постамент, чтобы организовать в нем музей. Идею полностью восстановить и вывести на воду подсказала сама природа: «Я очистил его, отшлифовал все железо, поменял часть несущих конструкций, произвел косметическую отделку. А потом во время наводнения теплоход поднялся, и стало понятно, что он на плаву. Два года он простоял на воде, осенью ложился на грунт. Когда стал покачиваться, я начал переговоры с регистром. Сначала эксперт посмотрел на мое желание со скептицизмом, но когда увидел фотографии того, что к тому времени уже было сделано, предложение поддержал: «Пионер Алтая» восстановили в списках как стоечное судно (эксплуатируется у берегов для организации кафе, выставок, проведения массовых мероприятий). Потом я нашел и выкупил в Новосибирске двигатели, разыскал необходимые детали, механизмы. Работа шла постоянно, но она не была видна снаружи — только узкой группе специалистов было понятно, что поменяли дно, валы… Люди поверили в то, что «Пионер» снова пойдет, лишь в этом году, когда при подъеме воды мы взяли его под борт и перетащили из Артыбаша в Иогач».
На теплоходе установлены навигационные системы GPS, GLONASS, АИС, основная и эксплуатационная радиостанции КВ и УКВ, навигационная радиолокационная станция, он оснащен всеми необходимыми средствами безопасности. На все заново установленное оборудование и изделия имеются сертификаты Российского речного регистра и акты соответствия требованиям технического регламента по безопасности объектов внутреннего водного транспорта. На сегодня это, по оценкам специалистов, самое безопасное и комфортное судно не только на Телецком озере, но и на всем юго-западе Сибири.
Весной следующего года после стандартной процедуры технического осмотра «Пионер Алтая» получит допуск к пассажирским перевозкам. Водить его по озеру будет капитан Сергей Стрельцов из Новосибирска: у него есть допуск к работе именно на этом типе судов, кроме того, именно Сергей Александрович с самого начала руководил процессом восстановления «Пионера Алтая». Рейсы теплоход будет совершать ежедневно, вне зависимости от количества пассажиров, заверил владелец судна Иван Южаков, а билет до водопада Корбу и обратно, если не поднимется в цене дизельное топливо, будет стоить порядка шестисот рублей. При этом Иван Валерьевич намерен вплотную работать с детскими и ветеранскими организациями, социальными службами. «Я хочу привлечь группы из нашей республики и соседних с нами городов – Бийска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка. Цену для них буду снижать настолько, чтобы это было выгодно партнерам, занимающимся организацией поездок на Телецкое озеро», – рассказал он в интервью корреспонденту «ЗА».
Из истории:
Теплоход класса ОМ (озерный московский) «Пионер Алтая» был заложен на Московском судостроительном заводе в 1964 году (суда такого класса выпускали также в Германии, Чехословакии и Польше). От судов класса «река» он отличается повышенным запасом прочности. Так, иллюминаторы подняты над уровнем воды на 1,9 метра (в то время как на речных теплоходах они располагаются на высоте не более метра), имеются привальники для отбивки волны, внутри корпуса есть водонепроницаемые перегородки и полностью герметичные отсеки. На воду теплоход сошел в 1965 году. В 1968-м прибыл на Телецкое озеро: своим ходом он прошел из Московского пароходства Северным морским путем — через систему каналов и морей Северного Ледовитого океана — в Обскую губу, поднялся по высокой воде по Оби и Бии. В летний сезон «Пионер» совершал однодневные экскурсии вокруг Телецкого озера, каждый раз перевозя на борту более двухсот пассажиров (вместимость по паспорту — 240 человек).
Галина МИРОНОВА.