Анализируя итоги работы

Анализируя итоги работы

17.02.2014 0 Автор Администратор

Итогам деятельности Алтайского республиканского УФАС России в 2013 году была посвящена пресс-конференция, которую провела руководитель ведомства Наталья ЕЛБАЕВА.

IMG_1310

– Подведение итогов позволяет проанализировать прожитый год и дает хорошую предпосылку для понимания дальнейшей стратегии, формирования новых задач на будущее, – отметила Наталья Елбаева, открывая мероприятие.

По ее словам, в рамках контроля за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ за 2013 год Управлением было рассмотрено 94 заявления. По сравнению с 2012-м прирост составил 27%, возбуждено 45 дел (18%), выявлено 46 нарушений (18%), выдано 36 предписаний о прекращении нарушений.

Как ни печально, но тенденция ежегодного роста выявляемых нарушений сохраняется из-за того, что субъекты естественных монополий, органы власти, предприниматели осознанно преступают антимонопольное законодательство. Об этом свидетельствует то, что нарушителями из года в год становятся одни и те же лица.

Лидируют в этом субъекты естественных монополий. В прошлом году в отношении монополистов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, было возбуждено и рассмотрено 14 дел, девять из них – в сфере электроснабжения. В основном нарушения проявились в отказе заключить договоры технологического присоединения к электрическим сетям, в установлении для потребителя незаконных требований по строительству линии электропередачи и трансформаторной подстанции и т. д.

Кроме того, в связи с незаконными действиями электросетевой компании было выдано также пять предупреждений, которые исполнены в установленный срок, соответственно дела о привлечении организации к административной ответственности не были возбуждены.

Всего в 2013 году сумма наложенных на монополистов штрафов составила 647,5 тысячи рублей.

Наталья Елбаева также напомнила, что согласно конкурентному законодательству запрещена какая-либо координация действий на рынке, экономические субъекты выстраивают свою политику индивидуально. Тем не менее выявлен аукционный сговор строительных компаний, которые в ходе участия в открытом аукционе, сговорившись между собой, реализовывали стратегию поведения на торгах, исключавшую участие в них добросовестных претендентов. Это позволяло поддерживать максимально возможный уровень цен на торгах и обеспечивать победу одному из них. Нарушители были привлечены к административной ответственности. Размер штрафов составил 100 тысяч рублей каждому.

В практике работы Управления были также случаи, когда на торгах хозяйствующие субъекты вступали в сговор не только между собой, но и с учреждениями, наделенными функциями органов власти. Суть состояла в том, что заказчики заключали с хозяйствующими субъектами устное соглашение о выполнении работ на объекте до определения победителя по результатам торгов с намерением, что в дальнейшем исполнитель выиграет аукцион.

Всего в прошлом году было возбуждено пять дел по факту антиконкурентных соглашений органов власти с хозяйствующими субъектами, по ним выдано пять предписаний, все они исполнены.

Примечательно, что львиная доля выявленных нарушений приходится на органы власти и их число не меняется из года в год.

Кроме этого было возбуждено 13 дел по действиям (бездействию) органов власти и принятию ими незаконных актов, нарушающих антимонопольное законодательство. Большинство касалось необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и незаконного предоставления государственной или муниципальной преференции, хотя случаи и порядок предоставления преференции предусмотрены законодательно. На деле проявляется протекционизм, особенно на муниципальном уровне, когда власти обеспечивают более выгодные условия деятельности для «своих» в нарушение всех законодательных норм.

Также выявлено четыре случая проявления недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона о защите конкуренции). Подробно об этом мы уже писали. В настоящее время управлением совместно с министерством внутренних дел по республике выявляются случаи реализации продукции с незаконным использованием олимпийской (паралимпийской) символики.

Помимо этого в прошлом году было рассмотрено 111 жалоб в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (№94-ФЗ). В результате из 91 жалобы 59 признаны обоснованными, по ним выдано 38 предписаний. Всего выявлено 50 размещений заказов с нарушениями (восемь жалоб были возвращены участникам размещения заказа в связи с несоответствием требованиям законодательства, 12 – отозваны заявителями).

В рамках контроля соблюдения законодательства о размещении заказов было возбуждено 55 административных дел, вынесено 47 постановлений о наложении административных штрафов на сумму 1,013 млн. руб. Основная часть административных правонарушений совершена при размещении заказов для нужд муниципальных образований.

Рассмотрено 19 фактов, указывающих на нарушение законодательства о рекламе, в результате возбуждено 14 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на 136 тыс. рублей.

В завершение Наталья Елбаева рассказала о «полезно-значимых», как она выразилась, делах, проведенных антимонопольной службой в прошлом году, и обозначила задачи, которые предстоит решить в будущем.

Подготовила Маргарита Аргокова.