Растения в обычаях  и традициях алтайцев

Растения в обычаях и традициях алтайцев

08.02.2014 0 Автор Администратор

Облепиха крушиновидная (чычрана, кÿртÿг агаш, саргат сары кат, чычыранкат, чычыргана, чычырана, шырганак, чырганак), считается созданием Эрлик-Бия, властелина Нижнего мира.

исследования облепиха

Облепиховый узор распространен у теленгитов — бесконечная восьмерка, кружки которой заполняли вышивкой из цветных ниток. Им декорировали национальную женскую одежду (чегедек), подушки, кисеты. Подушки – удлиненные валики, сшитые из войлока, сверху покрытые выделанной кожей домашних животных. Один конец богато украшен вышивкой, а другой остается открытым или завязывается тесьмой. Внутри валика-подушки женщина хранила необходимые вещи: украшения, мешочек для рукоделия с нитками и иголками, белье, отрезы ткани и т.д. Все это было продиктовано условиями кочевой жизни и частыми набегами врагов. В экстренном случае мать семейства хватала самое ценное (детей и эту подушку) и убегала. На новом месте у нее оказывалось все самое необходимое для устройства дальнейшей жизни. Хозяйки передавали подушку из поколения в поколение. Вероятно, эти орнаменты играли не только декоративную роль, но и выполняли функцию оберега.

Конопля посевная (кендирбаш, кендиреш, кендир, кедир, кендирещ, кендреш, кендер) некогда широко использовалась шаманами в культовых обрядах.

foto-konopli

О применении конопли скифами писал ещё Геродот: «В их земле растет конопля – растение, весьма похожее на лен, но гораздо толще и выше его; она там растет и в диком состоянии, и засевается… Скифы берут семена конопли, подлезают под войлоки и там бросают их на раскаленные камни; от этих семян поднимается такой дым и пар, что никакая эллинская парная баня не превзойдет этой. Скифы, наслаждаясь ею, громко воют…»

Геродот этот скифский обычай объяснял как особый ритуал очищения после похорон. Но К. Мёйли в 1935 году на основании большого этнографического и исторического материала высказал мысль о том, что это обряд шаманского типа. Следовательно, «вой» находящегося в войлочной юрте – это пение шамана, пребывающего в состоянии экстаза, которое достигнуто под воздействием одурманивающего дыма курящихся семян конопли. Скифский обычай очищения после похорон окуриванием, так обстоятельно описанный Геродотом, получил полное своё подтверждение, и при этом во всех деталях, в ходе раскопок в Горном Алтае.

На территории нашей республики при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н.э. в линзе вечной мерзлоты найдены прекрасно сохранившиеся аксессуары скифского наркотического сеанса – небольшие конические шалаши, покрытые войлоком и кожей, под одним из которых стояли бронзовые сосуды с обожженными камнями и обуглившимися семенами конопли, к шесту другого была привязана кожаная сумка с семенами конопли. Семена дикой конопли в кожаной фляге были найдены и в кургане второго могильника. Пазырыкцы имели привычку вдыхать над бронзовым котелком пары конопли, имеющие слабый наркотический эффект. Эта страсть оказалась пагубной для них: организм постепенно отравлялся парами, в которых содержались соединения меди.

А.А. АЧИМОВА, директор Горно-Алтайского ботанического сада, кандидат биологических наук ГАГУ.