К потерявшим совесть и стыд

279

Уверен: нет в республике человека, которого не возмутила бы бесчеловечная статья о нашем глубокоуважаемом ветеране труда, наставнике не одного поколения, бессменном идеологе Борисе Кондулеевиче Алушкине. Даже те, кто позволял себе открыто поспорить с нашим беспокойным аксакалом по тем или иным политическим моментам, сегодня находятся в глубочайшей растерянности.

Выходит, сегодня любого человека, который посвятил всю свою жизнь людям, своей земле, радел за политическую и экономическую стабильность в регионе, допустимо оскорбить, совершенно не думая о содержании своих заявлений?

Можно долго перечислять регалии и заслуженные звания Бориса Кондулеевича, пересказать еще раз его насыщенную трудовую и общественную биографию, мы все об этом прекрасно знаем и гордимся им. Он из тех людей, которые, занимая руководящий статус, зримо или незримо «вхожи» в любую семью, независимо от того, какой год на дворе. Они наставляют нас, поучают молодежь, отмечают заслуги ветеранов и всегда гармонично сосуществуют с любыми партиями, структурами, с разными возрастными группами. Тактично и убедительно до любого стараются донести свое слово, споря, отстаивая свою позицию, при этом не уходя от какой-либо ответственности.

Мы привыкли к своему аксакалу, как к своему отцу. Но есть те, кто, едва оперившись, начинает по поводу и без повода необоснованно дерзить старшему, который вел их по жизненному пути. Понятно, что живем в сложное время, что кругом несправедливость, коррупция, безработица, что, находясь на так называемых разных баррикадах, стараемся порой по поводу и без повода «укусить» и оскорбить друг друга, подчас не понимая, что кому-то это выгодно. Чем хуже, тем… лучше.

Мы, воспитанники национальной школы, многим обязаны семье Бориса Кондулеевича. Когда вспоминаешь свое детство, ком подкатывается к горлу. Нам повезло, что за наше воспитание в свое время взялись дорогие нашему сердцу воспитатели и учителя областной национальной школы. Роза Санабаевна, супруга Бориса Кондулеевича, следила за нашей учебой, учила нас различать добро и зло, вникала в наши детские проблемы, переживала по поводу неожиданно появившихся двоек и троек, интересовалась, теплая ли обувь, здоровы ли, успеваем ли ходить на кружки, заниматься спортом, вовремя покушать и что приготовили повара нам на ужин. Нам, детям, было привычно, что Роза Санабаевна позже всех уходила домой, вечером, уже после работы в школе, появлялась в интернате, чтобы проверить, все ли на местах, выучили ли мы уроки, хотя, может быть, это не входило в её обязанности.

А какие у нас были школьные вечера! Интересные, содержательные, с концертами и зажигательными танцами в субботу! И опять мы не удивлялись, что семья Алушкиных, как правило, обязательно вместе с маленькими детьми присутствовала на вечере.

Так день за днем прошла их молодость, всю свою сознательную жизнь они посвятили чужим детям. И только сейчас мы понимаем, какой это был большой труд — выучить и воспитать совершенно разных детей, осознавая, что от них лично, их учительского таланта зависит их будущее. Они всегда несли свет и знания людям, учили добру, порядочности, дружбе. Так случилось, что они знают о жизни и судьбе всех своих учеников и жителей-земляков. Переживают, когда те попадают в какие-то переплеты, остаются без работы, сталкиваются с несправедливостью, неудачами. Мы уже привыкли, что первыми, беспокоясь, как всегда, звонят они и, если считают нужным, поднимают всех, чтобы поддержать нуждающегося.

Несмотря на преклонный возраст, сложности и трудности современной жизни, наш неугомонный ветеран Алушкин снова и снова идет на встречи с людьми. Услышав в свой адрес незаслуженные упреки, без устали убеждает в своей правоте и отстаивает свои позиции. Одно можно сказать: люди относятся к нему с уважением, в любом уголке нашей республики и стар и млад всегда рады встрече с ним.

И когда сегодня некоторые считают себя вправе выступить в такой форме, мы хотим сказать им: «вменяемые одноклассники» не могут пойти на такой шаг. В крайнем случае они могли бы прийти и сказать ему: «Ты не прав, Борис», выяснив все непонятные вопросы.

Ясно одно: есть среди нас люди, увлекшиеся в последнее время заказными статьями, и потерявшие всякий стыд и совесть. Но как бы они ни оправдывали свое поведение, преследуя гнусную цель — внести сумятицу в ряды жителей, оскорблять никого, а тем более старших, непозволительно. Уважать мнение старших, пусть не совпадающее с твоими убеждениями, принято у всех народов. В любом доме в маленькой деревне, районе, республике есть «элита ветеранов», «элита старейшин», к которым мы все относимся с глубочайшим почтением, уважаем их за постоянное стремление сделать жизнь лучше, облегчить участь стариков, помочь многодетным и одиноким матерям вырастить и выучить детей. Мало ли какие жизненные проблемы возникают у людей! И если ветераны с сожалением отмечали, что не все намеченное удалось воплотить в жизнь, народ мог сказать, что они сделали все от них зависящее и не пожалели для этого своих сил и здоровья, в то время как могли бы беспокоиться только о собственном благополучии. Мы уже не говорим о бесконечных заседаниях и совещаниях, на которых не у каждого хватает сил выслушать до конца позитивные и негативные высказывания. Борис Кондулеевич не из тех, кто привык отсиживаться, оберегая свое сердце и спокойствие. Возможно, его слово, его позиция в последнее время не устраивают определенных лиц, раз они решились на такие необдуманные шаги. Давайте будем смотреть правде в глаза. Только ли нашего ветерана коснулась эта статья, ведь у алтайцев, да и у других народов, по традициям и обычаям при старших нельзя даже громко говорить, тем более шуметь? Детей, к примеру, мы всегда одергиваем словами: «Дьаан кижи отуры… дьарабас». Думали ли мы когда-нибудь, что придет время, когда определенным лицам будет допустимо оскорбить человека, а вместе с ним его близких, друзей, соратников, а также земляков, тем более делать это изощренно, чужими руками?

Установить заказчиков статьи несложно, но будет ли им стыдно за свои «труды», одному богу известно…

А.П. Манзыров, депутат Республики Алтай

 

цукаываываываыва