19 сентября в Национальном музее им. А.В. Анохина открылась II выставка трансфигуративного искусства, названная авторами «Двадцать лет спустя» в ознаменование связи с другим ярким событием в художественной жизни Горного Алтая, каковым стало открытие экспозиции работ художников-новаторов «Сквозь следы», произошедшее здесь же летом 1994 года. Тогда были представлены работы пятнадцати мастеров самых разнообразных жанров и направлений – от примитивизма, сюрреализма, религиозно-мистической живописи до фольклорного мифопоэтизма и абстракционизма. Тот «авангард по-горно-алтайски» стал парафразом бурного всплеска художественных течений в искусстве 20 – 30-х годов XX века.
И вот спустя 20 лет большинство авторов, назвавших себя в теперь уже далекие 90-е трансфигуративистами, вновь представили свое творчество местным любителям сложного искусства. К ним присоединились молодые художники и скульпторы, не пожелавшие укладывать свое вдохновение в узкие рамки реалистических тенденций. В состав экспозиции выставки вошли живописные работы, графика, скульптурные композиции и инсталляции. Значительную ее часть составляют произведения из фондов музея, уже выставлявшиеся в 1994 году.
На торжественном открытии выступали художники Лилия Юсупова, Сергей Дыков, Алексей Эдоков и Амыр Укачин. Ветераны новаторского движения вспоминали «лихие девяностые» – время, когда после отмены эстетических запретов творческие люди России избавлялись от необходимости следовать унылым канонам советского академизма. Такие художественные проекты, к каковым следует в первую очередь отнести выставку «Сквозь следы», отметил Сергей Дыков, явили собой перелом в сознании художников и всех жителей Горного Алтая. Именно они вывели новые направления искусства России из «подполья».
Ныне участники движения позиционируют себя как «южную ветвь магистральной линии сибирского поставангарда» и говорят, что при всем разнообразии манер их объединяет стремление к преодолению внешних изобразительных форм, постижение собственного внутреннего мира через поиски нетрадиционных решений.
Фото автора