Недавно в городе я случайно встретился с Ниной Маковной Унуковой, и она подарила мне свой изданный на русском языке новый роман «Айачы». Небольшую по объему, но очень интересную по содержанию книгу я прочел сразу, в один присест, как говорят, от корки до корки. Полностью согласен с отзывами Л. Ивашкиной и З. Мундусовой: «Эта книга – достойный подарок к 70-летию Великой Победы. По роману «Айачы» можно снять художественный фильм, поставить спектакль».
Мы – дети послевоенного времени, но помимо этого – и дети участников войны и тружеников тыла, и кому, как не нам, довелось из первых уст услышать обо всех ужасах и трудностях тех незабываемых и уже таких далеких лет. Моя двоюродная сестра Ульяна Петровна Бояркина (девичья фамилия – Воробьева) в годы войны жила в селе Онгудай и работала мастером на строительстве и ремонте Чуйского тракта. Сейчас ей 92 года. Она вспоминает, что в помощь дорожникам часто направляли заключенных. Это были простые деревенские женщины, осужденные по доносам своих соседей или бригадиров: кто-то – за литр молока, кто-то – за горсть зерна. Старожилы Манжерока рассказывали мне, как одна женщина, будучи председателем сельского Совета, предлагала всем побольше сажать картошки, но где-нибудь подальше от посторонних глаз. Однажды на бабушку с внучкой, несших с поля ведра с клубникой, налетел на коне председатель артели, отнял ягоду, вывалил и потоптал ее, потому что они не явились на заготовку кормов для общественного скота. По тракту в сторону Бийска часто гнали лошадей, крупный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Однажды монголы оставили за селом мертвого верблюда, и местные жители на следующую ночь с топорами и мешками, крадучись, поспешили туда, чтобы добыть мяса…
Добро и зло всегда рука об руку идут по жизни. Глухая отдаленная деревушка. Кажется, все люди там, как родные, но увы. В Камышле Шебалинского района жила когда-то подруга моей матери тетя Маша Тентекова. В начале 90-х годов я ночевал у нее, в разговоре случайно спросил: «Тетя Маша, почему все одна живешь?»
«Да ты что, Колька?! Мужик у меня был хороший, ты бы только знал! Войну прошел, живой остался. А тут надо было в Шебалино съездить, он и принес ведро овса – коня накормить. Осудили, пять лет дали. В Карыме в тюрьме голодом заморили…»
На примере своей семьи Нина Маковна рассказала широкому кругу читателей (тираж – 1000 экземпляров), в первую очередь молодому поколению, о том, как выживали, трудились не покладая рук простые люди сельской глубинки в те сороковые роковые.
Роман настолько увлекателен, что, забывая обо всем, представляешь себя соседом и земляком героев. И даже мне, мужчине, хочется поплакать и пожалеть девочку…
В целом, я думаю, книга заслуживает внимания, чтобы рекомендовать ее для чтения и изучения в школах республики. Надеюсь, она займет достойное место среди лучших произведений литературы Горного Алтая.
Николай Воробьев, Манжерок
Незабываемые годы
Дата:
Все самые последние новости в нашем телеграм канале