С такими словами расставались пионеры после смены во Всесоюзном пионерском лагере им. В.И. Ленина «Артек», которому 16 июня исполнилось 90 лет. В 1981 – 1983 годах я работала пионервожатой в «Артеке», была единственным представителем от Горно-Алтайской автономной области: до и после меня там никто из горноалтайцев вожатым не был. Как я попала туда на работу? В конце 1970-х годов начала свою деятельность в качестве пионервожатой городской школы №1 им. Х. Чойбалсана, позже – областной национальной средней школы (ОНСШ). Наша пионерская дружина постоянно занимала первые места, являлась правофланговой, а дети-активисты и отличники учебы Надя Кергилова и Куанбек Сванкулов были премированы путевками ЦК ВЛКСМ в «Артек».
В 1980-м я прошла обучение во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» и получила звание вожатого-инструктора. В том же году в Москве состоялся Всесоюзный слет пионеров, куда я вместе с секретарем ОК ВЛКСМ В.Д. Куприяновой сопровождала делегата от Горного Алтая ученицу ОНСШ Дьергелей Комдошеву. После участия в слете краевой комитет комсомола предложил мне пройти отборочный конкурс для работы вожатым в «Артеке». Конкурс состоялся в Барнауле в январе 1981-го, в нем участвовали одиннадцать человек. Я прошла конкурс и получила путевку на работу в «Артек».
В Симферополе нас встретили сотрудники школы пионерских работников, разместили на артековской базе, распределили по отрядам для обучения вожатскому делу. В течение пяти месяцев мы изучали теорию и методику воспитания в коллективе, историю детского международного движения, педагогику, психологию и другое. Ежедневно после обеда шли музыкальные и спортивные занятия, изучение современных бальных танцев; в вечернее время и выходные дни – подготовка массовых мероприятий. Помимо этого – языковая и общеполитическая подготовка. В обучении были задействованы лучшие сотрудники «Артека» и ученые страны. Практику я проходила в дружине «Хрустальная» лагеря «Горный». Всего лагерей в «Артеке» было десять: пять круглогодичных и пять летних. Моими друзьями по школе вожатых стали Назибролла Белтадзе из Сухуми, Марк Ольшанский из Владимира, Михаил Деняев из Копейска и другие.
По окончании школы пионерских работников я получила распределение в старейший лагерь «Артека» «Кипарисный». Его строения окружали кипарисы, дети жили в исторических зданиях, лагерь имел свою специфику – являлся настоящей пограничной заставой, вместе с вожатым на отряде работал пограничник-инструктор. В первую же мою смену здесь состоялся Всесоюзный слет юных друзей пограничников, были проведены военно-спортивная игра, эстафеты, экскурсии в город-герой Севастополь, по местам боевой славы Крыма, на пограничную заставу в Форос, на известную гору Аю-Даг. В эту смену я впервые провела дружинное дело «День СССР», где пионеры в песнях и танцах представили свои республики – Грузию, Россию, Латвию, Литву, Эстонию, Молдавию, Туркмению. Конечно, ко мне всегда тянулись, буквально вешались на шею дети из Средней Азии и Азербайджана. Но я старалась относиться ко всем ребятам ровно и никого не выделять – таким было наше правило вожатого «Артека».
А потом пошла смена за сменой. Одной из задач вожатых было сплочение коллектива. В первые дни организационного периода проводились дела, в которых выявлялись способности детей: операция «Р.В.С.» («Разведай, выполни, сообщи»), конкурс «Алло, мы ищем таланты!» и так далее. Дети в «Артеке» были замечательные, среди них – музыканты, певцы, художники, спортсмены, артисты. За год в «Артеке» отдыхали 27000 пионеров. В летние международные смены проходили конференции, где каждый участник представлял свою страну. «Артек» посетила американская девочка Саманта Смит, ее называли «послом мира». Для нее провели экскурсию в Музей «Артека» и большой международный праздник с циркачами и фейерверками. В роли экскурсовода выступил пионер из моего отряда. Он сказал, что Саманта быстро утомлялась от обилия информации. Ей было всего 10 лет.
В «Артек» постоянно приезжали и выступали перед детьми известные деятели страны, артисты кино и певцы. В летнее время в нашем лагере отдыхали дети из ГДР, Финляндии, Непала, Лаоса, Сантоме и Принсипи, Испании, Израиля, Франции, Португалии и других стран. У каждой делегации был свой руководитель и переводчик. Дети разных народов дружили, несмотря на языковой барьер. Ежедневно вечером проходили массовые мероприятия и дискотеки. Мое «Заочное путешествие по литературной карте Крыма» было признано лучшим массовым мероприятием за летний сезон в Кипарисном лагере.
Зимние смены были на десять дней больше летних, все дети обучались в артековской школе и занимались в кружках. Оценок в школе не ставили и домашнего задания не задавали. Дети также учились в школе пионерского актива и в конце смены показывали полученные знания и навыки, участвуя в отрядных и дружинных делах. Каждый пионер имел общественное поручение; в середине смены в отряде проходили перевыборы, чтобы как можно больше детей получали организаторские навыки.
Рабочий день вожатого «Артека» начинался рано: утренняя планерка, в семь часов подъем детей, зарядка, пляж и далее по плану. После обеда традиционный Абсолют – артековский тихий час. Поздно вечером – вечерняя планерка, подведение итогов и определение задач на следующий день. Вожатые вели отрядные дневники с планами работы на месяц, на день, ставили цели и задачи каждого дела, проводили анализ каждого дня. В отряде работали два вожатых: юноша и девушка. Каждую смену пары меняли. У меня лучшими напарниками были Рустам из Фрунзе и Олег Борода из Чернигова.
На втором году моей работы в «Артеке» на востоке страны открылся новый Всесоюзный пионерский лагерь «Океан». «Стариков»-вожатых «Артека» приглашали туда на работу, но я осталась преданной «Артеку» и продолжила встречать новые смены. Некоторые мои коллеги поехали работать в международные детские центры в ГДР, Болгарию и Польшу.
Через год Горно-Алтайский ОК ВЛКСМ отозвал меня на работу домой. К тому же мне предстояло закончить обучение на филфаке Горно-Алтайского пединститута. По возвращении я работала секретарем – заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Усть-Канского райкома комсомола, а потом была переведена на работу в Горно-Алтайский ОК ВЛКСМ в отдел студенческой, учащейся молодежи и пионеров. До распада Советского Союза была председателем областного Совета пионерской организации им. В.И. Ленина.
Опыт работы в «Артеке» мне очень пригодился в жизни. У меня трое детей, и я рада, что они выросли достойными людьми. Работаю научным сотрудником Музея алтайского сказителя Н.У. Улагашева – филиала БУ «Национальный музей имени А.В. Анохина» в с. Паспаул. Задача сохранения и преумножения наследия выдающегося сказителя-сына тубаларского народа Н.У. Улагашева является одним из главных направлений работы. Наш музей молодой, и я горжусь, что у его истоков стояла и я.
Сейчас мы являемся свидетелями возращения «Артека» в российскую историю, возращения его уникального опыта интернациональной воспитательной работы в коллективе. К сожалению, некоторые страницы «Артека» утрачены, в течение нескольких лет не работал ряд лагерей и дружин, нет того вожатского коллектива с его замечательными традициями. Но я надеюсь, что «Артек» и его большое наследие будут сохранены, приумножены и востребованы в наши дни.
Мария Васильевна САТЛАЕВА (Илькичина),
вожатая ВПО «Артек» им. В.И. Ленина (1981 – 1983 гг.)