В Республике Алтай развивается институт оценки регулирующего воздействия. Подробнее об этом мы попросили рассказать специалиста-эксперта Минэкономики региона Э.А. ТОРДОШЕВУ.
– Эркелей Алексеевна, как обстоят дела в нашей республике по выполнению поручения Президента России в части развития института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов? Что представляет собой этот институт?
– Институт оценки регулирующего воздействия в республике заработал с принятием Закона Республики Алтай от 29 мая 2014 года №16-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Алтай и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Согласно нормам закона проекты актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия (ОРВ).
ОРВ – это набор процедур, позволяющий в первую очередь оценить возможные последствия принятия регуляторных решений. Кроме того, ОРВ позволяет рассмотреть максимально широкий спектр возможных решений проблемы и выбрать наиболее эффективный из них, а также оценить возможные затраты и выгоды со стороны как бизнеса, так и бюджетов всех уровней и населения.
Ключевым элементом ОРВ является проведение публичных обсуждений с участием предпринимательского сообщества и общественности в целом при разработке нормативных актов, которые в свою очередь являются потенциальными адресатами правового регулирования. То есть законодатель дал право бизнес-сообществу участвовать в государственном регулировании, прямыми адресатами которых в конечном итоге являются они сами.
Введение данного института позволило вынести процесс проектирования решения проблем за пределы кабинетов, создать эффективную площадку для обсуждений проектов актов. Эта практика сегодня крайне востребована, прежде всего предпринимательским сообществом. Хотелось бы уточнить, что институт ОРВ действует в интересах только предпринимателей.
Процедуры устроены таким образом, что в ходе проведения ОРВ анализируются выгоды и издержки и всех адресатов регулирования, проводится комплексная оценка экономических и социальных последствий. Это позволяет разработчикам принимать наиболее эффективные и современные решения.
Сам порядок проведения ОРВ утвержден Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.
– Кто проводит ОРВ?
– ОРВ проектов актов проводится органами власти Республики Алтай, однако в ходе процесса органы власти, являющиеся разработчиками, обсуждают проекты актов с представителями бизнес-сообщества. Для этого они направляют предпринимателям уведомления, в которых описывают цели регулирования и проблему, на решение которой и направлено правовое регулирование. В срок, установленный в уведомлении, предпринимательское сообщество направляет предложения, которые с их позиции должны быть включены в проект акта.
По результатам публичных обсуждений разработчик рассматривает все предложения, при этом принимает решение о включении предложения в проект акта либо, если предложение не включается в проект акта, отправляет обоснованный отказ.
Кроме того, разработчик формирует сводный отчет о результатах проведения ОРВ, в котором содержатся выводы об обоснованности введения правового регулирования и результаты публичных консультаций.
– Какие именно акты должны проходить ОРВ?
– ОРВ проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. К проектам актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, относятся проекты актов, регулирующих следующие сферы:
– распределение ограниченных ресурсов и государственное регулирование инвестиционной деятельности;
– установление правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
– осуществление государственного контроля (надзора);
– установление требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности;
– предоставление государственных услуг субъектам предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности.
– Расскажите о механизме взаимодействия органов государственной власти с предпринимательским сообществом, какова цель оценки?
– Механизм взаимодействия органов исполнительной власти Республики Алтай при проведении ОРВ с представителями предпринимательского сообщества, представляющими защиту интересов предпринимателей, определен в соглашении о взаимодействии. В настоящее время подобные соглашения заключены с четырьмя организациями: некоммерческим партнерством «Объединение предпринимателей Республики Алтай», Торгово-промышленной палатой Республики Алтай, региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Ассоциацией туристских организаций Республики Алтай.
Публичные обсуждения и консультации с представителями предпринимательского сообщества проводятся для уточнения содержания проблемы, определения возможных вариантов ее решения, выявления потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением.
Целью проведения ОРВ является выявление в проектах этих документов следующих положений:
– вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
– способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
– способствующих возникновению необоснованных расходов республиканского бюджета.
– Что будет, если обнаружатся какие-либо несоответствия перечисленным положениям?
– Никакие нормативные правовые акты в Республике Алтай не будут приняты, если они не будут соответствовать поставленной цели или повлекут необоснованные издержки для бизнеса, если они не пройдут публичные консультации при участии представителей бизнеса, предпринимательских сообществ.
Таким образом, формирование института оценки регулирующего воздействия в регионе позволяет снизить административные барьеры и повысить доверие населения к принимаемым органами власти решениям.
Н. Васильева