Как-то недавно студенты-химики нашего университета сообщили мне, что собирались вечером в аудитории группой и обсуждали заданные мною на дом задачи по высшей математике. Тем они очень удивили и порадовали меня, молодого преподавателя. За все годы работы в Томском госуниверситете и у нас, в ГАГУ, я, откровенно говоря, впервые столкнулся с таким ответственным отношением к учебе. Дай-то Бог, однако.
Эта новость весьма согрела мне душу и убедила меня в том, что права была моя уважаемая и любимая преподавательница профессор кафедры математического анализа ГАГУ Людмила Ипполитовна Бортник, говоря: «Волнами, Женя, студент идет, а не хуже, чем был, – не думай так!»
Вспомнилась мне в связи с этим одна замечательная поучительная история, повествующая о поразительно яркой личности, человеке, явившем исключительный пример силы воли и тяги к знаниям, — вопреки страшной трагедии, пережитой им в детстве.
…В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Левы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лева не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем…
– И домой провожать…
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лева с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу…
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре…
– А я – по истории!
Лева не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы. После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Левой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лева отвечал! Как все радовались его пятеркам – даже больше, чем своим! Учился Лева прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.
Школу Лева окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. Студент нечеловеческим напряжением воли при поддержке товарищей и однокашников преодолевал свою трагедию. Он просто отказался ее признать, все время делал то, что другие сочли бы невозможным. Борьба с несчастьем, которое на него обрушилось, выковала его характер. Он никогда не пользовался никакой техникой, предназначенной для слепых. Всегда пытался ходить сам, без сопровождения других. В результате у него на лице всегда были ссадины и царапины. Лева научился кататься на коньках, лыжах, плавал на байдарке. А представьте себе, каково было учиться студенту, который не мог записывать лекции!
Показателен следующий случай (по воспоминаниям А.П. Минакова). Идет лекция профессора Николая Николаевича Бухгольца, все слушают не очень внимательно, вдруг голос Левы: «Профессор, вы ошиблись в чертеже!» Оказывается, он, будучи слепым, слышал расстановку букв на чертеже и понял, что там не все в порядке.
После института Лева продолжил учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком – академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.
Топологией – одним из самых тогда перспективных разделов математики – Понтрягин начал заниматься в молодости. Как известно, математика состоит из многих разделов, но один из них играет обычно особую роль. Выработанные в нем идеи, точки зрения, общие понятия находят применение и в других разделах, особенно сильно влияют на их развитие. Математики обычно говорят, что это сейчас «модный» раздел. Роль подобной «лаборатории идей» перемещается каждые 20 – 30 лет от одного раздела математики к другому. Как раз в 1930-е и 1940-е ею была топология. В одном современном романе герой вспоминает, чему обучался на математическом факультете: «Топологии… стратосфере человеческой мысли». Одним из нескольких создателей этой «стратосферы» и был Лев Семенович Понтрягин.
В теории управления Понтрягин – создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит так называемый принцип максимума Понтрягина, он получил фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всем мире.
Почему Лев Семенович успел сделать так много? Я думаю, потому, что никогда не спрашивал себя, хватит ли у него сил для чего-либо. Брался за любое вверенное ему дело, а силы Бог давал. Понтрягин постоянно перешагивал через границы возможного и отодвигал их, служа советской науке и образованию. Вся его жизнь протекала в каком-то более мощном ритме, чем у других людей: он не просто соглашался помочь своему другу – его проблемы он усваивал, как свои, все время думал, какими способами разрешить их, пробовал различные пути, не жалея ни сил, ни нервов, ни отношений с влиятельными лицами.
Будем и мы брать пример с наших добрых соотечественников, будем стараться оставить в любом месте, где учимся или работаем, добрый след. Будем спрашивать себя каждый раз, прежде чем что-то сделать: это будет полезно людям и мне? какие качества я воспитаю в себе этим поступком? Будем стремиться перенимать от окружающих нас людей лишь лучшее, лишь то, что поспособствует формированию высоконравственного, эстетичного, волевого человека, готового сопереживать и помогать делом. Тогда и жизнь покажется светлее, а солнце – ярче.
Е.В. Кайгородов,
кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующий лабораторией фундаментальной и прикладной математики
Горно-Алтайского государственного университета